Среди развивающейся современной сакральной белорусской архитектуры протестантская занимает особое место. Если православные и католические святыни используют устоявшуюся систему организации храма и "отработанную" объемно-пространственную композицию, зачастую склоняясь к историко-архитектурным "цитатам", то в основе архитектурного облика протестантского храма лежит сакральный символ – образ корабля (ковчега), дома, креста, космоса, человека.
Сегодня протестантские храмы являются результатом поиска новых форм, новой образной сущности, возрождая хорошо забытую особенность сакральной строительной культуры – определять архитектурный стиль эпохи, а не быть разделом его "типологического многообразия". По крайней мере так было до формирования и развития архитектурных теорий после эпохи барокко. Продолжается это и сейчас. Мы встречаем храмы и в стиле постмодерна – Юбилейная церковь (Италия, архит. Ричард Мейер), и минимализма – часовня Брата Клауса (Германия, архит. Петер Цумтор), и брутализма – капелла Нотр-Дам-дю-О (Франция, архит. Ле Корбюзье) и т.д. Но стоит посмотреть на откровение Антонио Гауди, на опыт Франка Ллойда Райта, сопоставить их сооружения с "мейнстримом"… Это ли не попытка вернуть сакральной архитектуре ее первоначальное стилеобразующее свойство? Еще Оскар Нимейер утверждал: "Проектирование собора, вне всякого сомнения, – одна из самых привлекательных тем, которые только можно предложить архитектору".
Исторически сложилось, что наиболее склонными к восприятию нового мировоззрения оказались именно протестантские ветви христианства – лютеранство, кальвинизм и англиканство, поскольку уже в основе их стоит идея реформы и нового взгляда на то, что кажется традиционным и незыблемым. Каким же быть белорусскому протестантскому храму? Богатый материал истории сакрального зодчества Беларуси демонстрирует, что протестантские храмы зримо отличаются от своих "ровесников" – вне зависимости от стиля (Заславль, Кухтичи, Сморгонь и др.)
Общеизвестно, что места для культовых сооружений всегда выбирались исходя из предполагаемого расположения здания в пространстве, ориентации его по сторонам света, значения территории и были приоритетными в городской среде. Застройка городского центра зачастую формировалась в соответствии с восприятием собора как доминирующего элемента всего ансамбля. Как правило, главный фасад культового сооружения выходил на площадь города, а в некоторых случаях и формировал ее. Во времена появления и развития Реформации протестантскими становились в основном старые церкви, изначально строившиеся как католические и носившие в своем образе классический, католический, символизм. Только в тех храмах, которые возводились уже непосредственно как протестантские (лютеранские и кальвинистские в частности), начала развиваться своя символика, связанная с доктринами протестантизма. В них присутствует только одна вертикальная доминанта-башня, потому что согласно четвертой доктрине протестантизма Solus Christus (Только Христос) Христос – единственный посредник между Богом и человеком и спасение возможно только через веру в Него.
В Писании сказано: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим., 2:5).
Этой же доктриной объясняется и то, что объем кирхи не производит разделения верующих – протестанты традиционно отрицают посредничество Девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой "всеобщее священство" и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом. Поэтому большинство лютеранских церквей, например в Скандинавии, являют собой простой объем-"дом" с одной башней.
С XVII в. в русле развития рационализма и желания научно обосновать, объяснить божественную природу и в связи с популяризацией просвещения и натурфилософии образ храма также обращается к неким естественным мотивам. Одним из них является спираль как математический элемент и природно-космогоническая конструкция. И если крест – символ распятия, то символ воскрешения – это проросший крест либо крест и роза (в эмблеме розенкрейцеров, в окнах готических храмов). Роза, растущая на кресте Древа Жизни, есть символ возрождения и воскрешения – символ посвященного, который благодаря работе над собой сумел развить в себе любовь, животворящую и преобразующую материю. Неразрывно связанная с крестом, она имеет иное значение. Крест образован прямыми линиями, роза – спиралью или кругом (гармония). Крест – ощущение времени, спираль – ощущение вечности. Так на стыке культур один символ превращается в другой, крест – в розу.
Появляется новая графема – спираль как символ бесконечного развития. Она образована кругами, символизирующими цикличность, но каждый жизненный цикл неповторим, каждый виток спирали – это круг на новом уровне. Спираль – это форма круга (гармония) и импульс движения. Спираль – Семаргл – змей, обвивший Мировое Древо. Спираль – символ бесконечности в математике. Спиральный завиток в окладах икон – символ вечности. В орнаментах различных народов можно проследить, как крест превращается в спираль, т.е. конечное восприятие мира заменяется бесконечным. Можно проследить и обратное движение. Потенциально Вселенная содержится в точке. В результате взрыва точка превращается в пространство, обозначаемое кругом. Точка в круге – потенциальное пространство внутри отвлеченного пространства. Некая протяженность внутри пространства – девственная Матерь-Природа. Крест в круге – символ чистого пантеизма, зарождение человека.
В "спиральном" образе храма напрямую видна эволюция "космического" образа – человек уже представляет Вселенную не просто как средоточие четырех стихий, но как сложную структуру, которая развивается по определенной закономерности. Развитие образа храма-"спирали" можно видеть в часовне в Биллингсе (Англия) и церкви Санкт-Людвиг в Людвигсвинкель-Фишбахе (Германия), где спираль являет собой направляющую от входа к проповеднику – символизирует вечный путь верующего к Богу.
В Бонхёффенкирхе в Дюссельдорфе и в церкви Даль-Фридрихшталь (Германия) спиральный мотив имеет уже основной объем молельного зала. А в Ливерпульском кафедральном соборе Господа Иисуса Христа план молельного зала решен в образе круга с точкой-центром, что дает понимание о равенстве всех постоянно существующих в безграничной Вселенной.
Также для протестантского храма всегда был актуален вышеупомянутый образ "дома" – места, где собираются молящиеся, где нет дифференциации людей согласно их статусу, где ничего не скрывается от взора верующего. Этот тип храма появился еще во времена первых протестантских храмов в Скандинавии и Англии. И поныне молельный дом остается типичным для данной ветви христианства – достаточно вспомнить куб мюнхенской церкви Сердца Христова швейцарского архитектора Петера Цумтора или шатрообразную конструкцию Арктического собора в норвежском Тромсё.
Таким образом, в странах Западной Европы протестантские соборы являют собой весомый пласт культовой архитектуры. В настоящее время необходимо привести в соответствие как образную, так и стилевую и функциональную составляющие храма. Это одна из важнейших проблем в архитектурных решениях современных белорусских протестантских храмов. И какими будут новые церкви в Беларуси – баптистский молельный дом или лютеранская кирха, решать современным архитекторам, которым следует опираться на идейную составляющую образа, разработанную многими поколениями европейских коллег.