Почти вековой юбилей БНТУ. Почти шестидесятилетний – национального архитектурного образования.
Что ж, похвастаться есть чем. Сегодня архитектурная школа БНТУ практически на 100% снабжает республику кадрами этого профиля, а ряд имен отечественных зодчих широко известны не только в республике, но и далеко за ее пределами. Можно было бы хлопать в ладоши и написать торжественный юбилейный панегирик. И все было бы правдой.
И все же, все же…
Задаюсь вопросом: кого мы готовим? Каким наш выпускник выйдет на практическую работу? В проектный институт. В творческую мастерскую. В административные органы.
Несомненно, что азы профессии студент на архитектурном факультете получает. И здесь, к счастью, разногласий у ученых мужей (и дам) нет.
Но дальше – альтернатива: то ли учить профессии (или, как говорил наш покойный коллега Сергей Ботковский, – ремеслу) то ли, как считают некоторые романтично настроенные преподаватели, – “дать покувыркаться, пока возможно: потом не дадут”. Точно, не дадут. Будет суровая правда жизни. И мое глубокое убеждение: мы, преподаватели, должны будущих зодчих к ней подготовить, научить проектированию в реальных условиях.
Как же полет фантазии? Смелые новации?.. А так. Реально. И обязательно, чтобы все было и ново, и прекрасно. Но без фантастики. Без “маниловщины”. Без пустой фразеологии. Профессионально.
По-прежнему тревожит меня и еще одна уже твердо сложившаяся тенденция. Из года в год мы принимаем на архитектурный факультет менее 20% юношей. Нет, я не против девушек. Даже наоборот, многие из них получаются прекрасными работниками. Но согласитесь: есть вещи, которые женщине практически не под силу. А учитывая, что по статистике лишь 6% студентов становятся мастерами, может статься, что через какое-то количество лет архитекторов-мужчин в Беларуси не окажется. И что останется? Могучий коллектив архитектрисс-амазонок. Могущий ли? Почему это никого не тревожит? Почему никто не хочет проанализировать: а почему это так? Может, все-таки мы что-то не учитывали при наборе абитуриентов?
В первую очередь мы готовим кадры проектировщиков. Поэтому, естественно, нас очень тревожат сегодняшние условия проектного процесса.
Мне есть с чем сравнивать: я уже полвека проектирую, пятнадцать лет руководил созданным “собственноручно” проектным институтом.
Никогда, даже в страшном сне, не мог бы представить эту ужасную волокиту при оформлении предварительных документов на проектирование. Месяцы и годы проходят, пока инвестор оформит весь ворох бумаг и заключит договор на проектные работы.
Взять хотя бы так называемые тендеры. Подумайте только: основной показатель – кто даст меньшую цену! А ведь цены расписаны в государственном документе, и не просто так. Люди думали, подсчитывали. Да и всем известно, что эти цены – самые низкие в мире.
Так что же можно сделать за меньшую сумму? Правильно – халтуру. И кто пошел по незнанию этим путем, так кроме неприятностей ничего и не получил. Слава богу, большинство инвесторов объявляют тендер, предварительно выбрав себе проектировщика, что действительно может справиться с той работой, которая заказывается, – и он выигрывает тендер. Но сколько времени, денег и нервов на эту бессмыслицу тратится!
Хотелось бы поговорить о нашей нормативной базе. Нам обещают: вот, введем DIN – и будем жить прекрасно. А что же СНиПы, СНБ, ГОСТы и сотни других документов, регламентирующих нашу жизнь? Ведь никто их фактически отменять не собирается. Давайте честно скажем: соблюдая наши нормативы (я бы сказал лучше – ограничения), ничего нового никогда не создать. Нормами должны быть оговорены только требования безопасности – конструктивной, экологической, гигиенической и т.д. Все остальное – справочно и рекомендательно. И если говорить в этом плане о европейских нормалях, то вернемся хотя бы к советским.
Чего стоит только расчет эвакуации при пожаре, внесенный в СНБ учеными мужами из МЧС! Выполнить его могут разве что авторы, и это не факт, что их труд признает экспертиза. А ведь и в Германии и в США (и у нас раньше было) простой расчет, исходящий из расстояния до выхода и ширины прохода. Только не подумайте, упаси боже, что я не признаю выдающейся ценности исследований о противопожарных мероприятиях. Но, господа, доведите их до кондиции, при которой ими смогут пользоваться не только высокоученые узкие специалисты, но и простые проектировщики.
Кстати, об экспертизе. Бедная экспертиза! Ведь там работают очень квалифицированные люди, и у них есть ВСЕ нормативные фолианты. И пусть вы сделали все прекрасно, даже шедевр, а где-то проскользнуло слово, отличное от какого-то документа, – проект негоден. Вспоминаю одного уважаемого руководителя экспертизы на многолюдном собрании: “У нас замечательные архитекторы, строятся прекрасные здания, но… качество проектной документации плохое”. Это как? И ведь многие страны прекрасно обходятся без экспертизы.
Нет, я не против экспертизы – пусть себе работает, но и занимается только серьезными вопросами. А за все остальное в ответе остается проектировщик. Поверьте: и время сэкономим, и деньги, и проекты интереснее будут.
Может, даже вспомним, что конструктивизм-модернизм возник 100 лет назад и давно уже себя исчерпал. Что эпатажем в архитектурном творчестве, конечно, можно удивить, но не порадовать. Что архитектура – это не просто “правильное” строительство, а искусство в строительстве. Что красоту из классической триады изъять невозможно – тогда это будет уже не архитектура.
Обидно, что не архитекторы, а медики доказали физиологическую необходимость декора, масштабных членений, красоты, наконец. Кажется, что и архитекторы начинают понимать современность не в квадратных километрах стекла, не в господстве прямых линий и необъятных плоскостей, пусть даже покрытых окнами и балконами, а в рациональном использовании современных средств, технологий и материалов, подчиненных вечным ценностям красоты, проверенных веками и тысячелетиями.
В этих параметрах для шедевров нет предела фантазиям и выдумкам и, я так думаю, можно пренебречь какими-то рациональными факторами.
Особый вопрос – массовое строительство. Тут, конечно, выступают на передний план рациональные стороны архитектуры – экономичность, энергоэффективность и при этом, конечно, комфортабельность и удобство. Не буду распространяться о путях достижения этих параметров в общественных зданиях – данная тема сейчас в разработке. А вот о проектировании современного доступного жилья можно уже кое-что сказать.
Прежде всего, и это главное, необходимо отказаться от сложившихся стереотипов. В рамках республиканской программы “Разработка оптимального взаимодействия конструкций и художественных форм многоквартирного жилого дома в новых архитектурно-конструктивных системах” на кафедре “Архитектура жилых и общественных зданий” разработаны предложения по новой номенклатуре жилья как для малых и средних семей, так и для семей сложного состава из нескольких поколений.
С учетом действующей (и на мой взгляд оптимальной) нормы площади на одного человека предложены новые типы квартир с максимально комфортабельными условиями проживания в квартирах этих параметров.
Однако отказ от стереотипов не только для чиновников, для которых он означает конец спокойной жизни, но и для профессионалов совсем не легок. И это не просто переход на иные планировочные решения – это признание того очевидного факта, что за последние несколько десятков лет коренным образом изменились условия жизни страны, характер домашнего хозяйства и понимание комфорта жилища. И, конечно, корректировка нормативной документации и перестройка годами сложившихся понятий о том стандарте планировочной схемы квартиры, который установился в памятные годы борьбы с “архитектурными излишествами”.
На кафедре разработаны также рекомендации по адаптации квартир для инвалидов, рекомендации по проектированию встроенных помещений для повседневного обслуживания жителей.
В предложениях по новой номенклатуре жилых домов учтены требования энергосбережения и экологии.
Но эта отдельная большая тема, о ней подробнее в другой раз.
Что же в итоге? С юбилеем, друзья!
Что бы ни говорили, а то, что создано белорусскими архитекторами, достойно всяческого уважения и благодарности.
У меня часто бывают гости из-за рубежа, я показываю им Минск и другие города страны. И профессионалы, и люди других интересов дают самую высокую оценку созданному нашими зодчими. Да, нам есть чем гордиться!
Но… надо идти вперед. Я не сомневаюсь, что так оно и будет.