Вы здесь

Несвоевременное обеспечение строительной готовности работ и нарушение сроков выполнения строительных работ - в чем отличие?

В Правилах заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 установлены два вида ответственности подрядчика за одно и то же, на первый взгляд, нарушение договорных обязательств. В частности в пункте 59 правил абзацем 2 установлено, что подрядчик несет ответственность за несвоевременное обеспечение строительной готовности работ, в том числе за непредоставление фронта работ, - 0,1 процента их стоимости за каждый день просрочки. Абзацем 3 установлено, что подрядчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения строительных работ, являющихся предметом договора подряда, сдачи объекта в эксплуатацию - 0,15 процента стоимости этих работ за каждый день просрочки, но не более 10 процентов стоимости строительных работ (объекта).

Чем же отличаются два данных вида ответственности и как правильно определить предмет исковых требований?

Для ответа на данный вопрос следует обратиться к содержанию Положению о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1991 № 452 (в ред. от 30.07.2010 № 1136) и ТКП 45-1.03-59-2008 «ПРИЕМКА ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ. Порядок проведения», а также Правил приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утвержденными приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 30.08.1999 № 255 (в редакции постановления от 29.03.2007 № 6) (далее - Правила № 255), которые регламентируют порядок приемки этапа (комплекса) работ.

В соответствии с пунктами 1 и 3 Положения о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1991 № 452, пунктом 4.1 Технического кодекса установившейся практики «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-59-2008 (02250) законченные строительством (реконструкцией, расширением, техническим перевооружением) и подготовленные к эксплуатации (выпуску продукции и оказанию услуг) объекты, очереди, пусковые комплексы (в дальнейшем - объекты), независимо от форм собственности, источников финансирования (инвестирования), назначения и способов строительства. Заказчик (застройщик) с участием подрядчика предъявляет приемочным комиссиям для ввода в действие объекты в соответствии с утвержденными проектами и договорами, подрядчик - объекты, сооружаемые на условиях строительства «под ключ», застройщик - объекты, построенные хозяйственным способом. Приемка в эксплуатацию объекта оформляется актом установленной формы, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом или органом, назначившим комиссию.

ТКП 45-1.03-59-2008 (02250) устанавливает, в частности, порядок проведения приемки в эксплуатацию объектов, очередей, пусковых комплексов (далее - объектов), строительство, ремонт, реконструкция, реставрация (далее - строительство) которых завершены в соответствии с утвержденной проектной документацией и которые подготовлены к эксплуатации (выпуску продукции, оказанию услуг) в объемах, предусмотренных проектной документацией и договором.

Для сравнения, основной целью введения Правил приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 30.08.1999 № 255, согласно их пункту 2 является проведение промежуточного контроля на стадии выполнения видов, этапов и комплексов строительных работ для достижения качества в целом по объектам строительства.

Виды строительных работ принимаются в составе этапа или комплекса, а самостоятельно вид работ принимается в случае его выполнения по отдельному договору подряда.

В соответствии с упомянутыми Методическими рекомендациями под этапом следует понимать законченные части и узлы зданий и сооружений: секции, пролеты, зоны, участки, этажи, технологические линии, отдельные конструктивные элементы или их группы, проектно-технологические модули. Имеется в виду, что в этап входят все операции, после завершения которых соответствующие части или узлы, независимо от состояния всего комплекса строящихся зданий и сооружений, могут сдаваться под монтаж или для выполнения последующих работ, для продолжения работ специализированными организациями, в наладку или в эксплуатацию.

Разбивка объемов работ по зданиям и сооружениям на этапы может быть произведена как по горизонтали (нулевой цикл, надземная часть здания до определенной отметки и др.), так и по вертикали (в осях зданий, пролетах, секциях, температурных швах, помещениях, цехах и т.п.).

Очередность и сроки завершения этапов должны обеспечивать ввод в эксплуатацию объектов строительства в установленные проектом сроки.

Выполнение работ, предусмотренных в последнем этапе, должно обеспечивать полное завершение строительства здания, сооружения или пускового комплекса в объеме, установленном проектом.

Этапы (комплексы) работ определяются на стадиях «Проект», «Рабочий проект», с возможным последующим уточнением на стадии «Рабочая документация», как правило, проектной организацией совместно с заказчиком и генеральной подрядной (субподрядной) организацией.

При определении этапов работ в проектах необходимо иметь в виду следующее:

- перечень и объем работ, составляющие этап, а также сроки завершения этапов определяются с учетом технологической последовательности производства строительно-монтажных работ и установленных проектом сроков окончания строительства отдельных объектов и стройки в целом. При наличии технической возможности перечень и объем работ, составляющие этап, выпускаются с определением потребности в материально-технических ресурсах для каждого из этапов;

- по объектам линейного строительства (дороги, метрополитены, линии электропередач, линии связи, трубопроводы и др.) распределение работ на этапы должно производиться с учетом специфики указанного строительства, а также исходя из того, что техническими условиями предусмотрено осуществление строительства линейных объектов поточным методом;

- по объектам мелиоративного и водохозяйственного строительства, распределение работ по этапам, комплексам должно производиться с учетом сезонности выполнения некоторых работ (вспашка, планировочные работы), назначения технологических разрывов, а также с учетом мероприятий по пропуску паводковых вод и занятостью площадей сельхозкультурами;

- продолжительность этапа не может быть, как правило, более квартала и зависит от специфических особенностей строительства;

- в целях большей унификации выпускаемой проектно-сметной документации, необходимой для того, чтобы иметь возможность более качественно и с одинаковых позиций анализировать принятые проектные решения, имеет смысл количество этапов определять на основании типового набора проектно-технологических модулей (ПТМ) с учетом технологической последовательности работ и специфических условий отдельных видов строительства. При необходимости типовой набор ПТМ может быть изменен или дополнен, исходя из специфических особенностей строительства и специализации подрядных организаций (о чем указывается в задании на проектирование).

ПТМ - это конструктивный элемент или укрупненный вид работ, выделенный в объемно-пространственной части здания (сооружения), завершаемый одним или группой исполнителей и открывающий фронт работ другому исполнителю или группе исполнителей. Перечень типовых наборов проектно-технологических модулей приведен в приложении 1 к Методическим указаниям о формировании этапов (комплексов) работ и насчитывает более 100 видов.

Для предприятий строительной индустрии и строительных материалов за ПТМ принимается заводской комплект.

Сметная стоимость этапов в базисных ценах определяется по форме 7 (приложение 2 к Методическими указаниями о формировании этапов (комплексов) работ по объектам строительства) с учетом лимитированных и других затрат, относящихся к деятельности подрядчика, на основании законодательства о ценообразовании в строительстве.

Стоимость этапов в текущих (прогнозируемых) ценах, т.е. базис для расчета неустойки определяется с учетом действующих сметных норм и цен, состава и порядка определения дополнительных затрат, вызванных изменением цен на продукцию производственно-технического назначения и тарифов на услуги, индексов изменения стоимости строительства, законодательства о ценообразовании в строительстве.

Важно обратить внимание, что в пункте 10 упомянутых Методических указаниях имеется ссылка на ранее действовавшие Правила о договорах подряда в капитальном строительстве утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31.08.1993 № 583 как нормативную основу закрепления имущественной ответственности сторон при расчетах за этапы (комплексы) работ. В их пункте 23 была закреплена норма в соответствии с которой в случае нарушения договорных обязательств при строительстве объектов для государственных нужд виновная сторона уплачивает другой стороне (за каждый день просрочки) пеню в размере 1 процента стоимости этапа, комплекса работ (в текущих ценах) при нарушении сроков их выполнения.

Указанные Правила утратили силу с 1.01.2005 в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2004 № 1674 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Из этих Правил норма «перекочевала» в действующие Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450.

Таким образом, если в договоре и в проектно-сметной документации на стадии «Архитектурный проект» или «Строительный проект» проектной организацией прямо выделены отдельные этапы или комплексы работ (проектно-технологические модули) и сторонами согласованы сроки их выполнения, в соответствии с Методическими указаниями о формировании этапов (комплексов) работ по объектам строительства, утвержденными Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.11.1993 № 101 как того требуют Правила приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.08.1999 № 255 возможно предъявление санкций за несвоевременное обеспечение строительной готовности работ по абзацу 2 пункта 59 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда. Виды строительных работ могут быть также выделены на стадии проектирования по требованию заказчика, если это предусмотрено договором на проектные работы.

Если же такие этапы отдельно не выделены, следует применять общую норму, закрепленную в абзаце 3 пункта 59 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда и предъявлять ко взысканию неустойку за нарушение сроков выполнения строительных работ, являющихся предметом договора подряда, сдачи объекта в эксплуатацию в размере 0,15 процента стоимости этих работ за каждый день просрочки, но не более 10 процентов стоимости строительных работ (объекта).

В практике возможны ситуации, когда объект сдается с недостатками или же заказчик приступает к его эксплуатации вообще без приемки. Указанные действия влекут административную ответственность. Эксплуатация объектов, не принятых приемочными комиссиями в установленном порядке не допускается и влечет административную ответственность по ст. 21.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 указанной статьи нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка или правил приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Согласно части 3 статьи 21 КоАП РБ эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию влекут наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4.12. ТКП 45-1.03-59-2008 (02250) при приемке объектов строительства в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов работ, с согласия заказчика (застройщика) допускается перенос сроков выполнения этих работ на ближайший благоприятный период года, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта.

Перечень этих видов работ, их объемы, стоимость и сроки выполнения устанавливаются заказчиком (застройщиком) по согласованию с соответствующими органами государственного надзора и отражаются в акте приемочной комиссии.

Это единственное исключение, допускающее приемку объектов с недостатками и указанием сроков их устранения.

В то же время в случае нарушения установленных сроков отделки фасадов, благоустройства или других работ, выполнение которых было перенесено при приемке объектов (очереди строительства, пускового комплекса) в эксплуатацию, также наступает администртивная ответственность в виде наложения штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин на основании части 4 статьи 21.6 КоАП Республики Беларусь.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...