Вы здесь

Логойский треугольник: наполнение контентом

26.03.2008 08:39
Просмотров: 3 842
Версия для печати

В 70-х гг. XIX века карандаш министра путей сообщения царской России прочертил трассы первых железных дорог империи. Увы, они прошли мимо местечка Логойск, тем самым подтвердив его статус “не узлового центра”. Развиваться стали Орша и Барановичи.

В действительности Логойск – почти ровесник Минска, входящий в десятку старейших городов Беларуси, достоин иной участи. Учитывая интерес к малым и средним городам на государственном уровне, настает время сбыться самым невероятным проектам. В 2002 г. принято решение о создании Логойской рекреационно-туристической зоны.

Опыт проектирования прошлых лет, или Почему Логойск достался нам таким, как он есть

Как археологический срез, видны в городе следы архитектурной деятельности последних пятидесяти лет.

Из довоенных сооружений сохранились только Свято-Никольская церковь (1866 г.), фрагменты усадьбы и мануфактуры Тышкевичей (ХIХ в).

Послевоенный Логойск был не столько разрушен, сколько опустошен. Он потерял значительную часть населения, в том числе еврейского, со свойственным ей колоритом устройства жизни и работы. Бесследно исчезли маленькие лавочки, 4 синагоги и 2 кладбища. Страница их оригинальной культуры утрачена навсегда.

В послевоенные годы, учтя заслуги логойских партизан-ветеранов, городской поселок получил по тем временам роскошный подарок: были построены квартал двухэтажек, здание парткома, напротив – дворец исполкома и типовой районный Дом культуры, так и называемый в народе – РДК. Две одноростовые скульптуры Ленина и Маркса теперь беспристрастно взирают на прохожих. Получив такую инъекцию, поселок замер до начала 1970-х гг. В эпоху социндустрии продлена главная улица Советская. По обе ее стороны посажены двухэтажные и четырехэтажные многоквартирные дома, специально спроектированные для поселков городского типа. Надо сказать, что сейчас, после их реабилитации, они выглядят сомасштабно и… вполне современно. Ходят, однако, устойчивые “легенды”, что правую и левую стороны застройки по ошибке поменяли местами. На высокой обрывистой стороне улицы стоят высокие пятиэтажки, на низкой – двухэтажные, а должно быть наоборот. В это же время были намечены также трассировки некоторых новых улиц. Надо сказать, что целый ряд домов недостаточно инсолируется. Поэтому достроить сегодня начатый тогда квартал проблематично: создается впечатление, будто дома вообще не проверялись на инсоляцию.

Промышленные зоны, обозначенные в 1970-е гг., работают и сейчас. Забегая вперед, скажем, что новых промобразований в генплане 2008 г. не предусматривается.

В конце 1980-х гг. по финскому проекту был построен огромный корпус завода “Эпос” (1988–1994 гг.), который постепенно наращивает мощность.

Удачно “влился” в городскую среду новый костел св. Казимира, возведенный в 1990-е гг. по польскому проекту. Раньше на его месте стоял другой, построенный в 1796 г. костел-усыпальница Тышкевичей, своды которого разобрали еще в 1970-е. Как во многих белорусских местечках, церковь и костел расположены почти напротив друг друга.

В это же время власти взялись за восстановление городского парка – любимого традиционного места отдыха логойчан. Парк включает в себя замчище древнего Лагожска с оборонительными рвами, руины дворца Тышкевичей и собственно дворцовый парк, вернее, его остатки. Вокруг валов устраивается каскад водопадов, образуя живописное место для прогулок, заканчивающееся у фонтана.

Частично поврежденный в конце Второй мировой дворец в послевоенные годы окончательно разрушается, и по сей день он остается в руинах. Дворцовая “лядоўня” отдается спортивной школе, поэтому рядом, в парке, строится стадион. Фрагменты усадебного комплекса – конюшни и “вартоўня” – находятся в пользовании частных лиц, но сохранили свои архитектурные черты. Площадка перед дворцом застроена частными одноэтажными домами из силикатного кирпича и подсобными сооружениями.

Самое удачное, что было выполнено тридцать лет назад, – это благоустройство центра. Логойск стоит на холмах, поэтому возникла естественная необходимость в организации подпорных стенок, террас. Стараниями местных жителей и руководства была проведена грандиозная работа по выполнению подпорных стенок из бутового камня, которым изобилуют логойские почвы. Так стал формироваться образ того Логойска, который мы видим сегодня. Характерная узнаваемая линия подпорных стенок стала неповторимой и уникальной чертой благоустройства и городского ландшафта в целом.

Любопытно, что план Логойска имеет черты плана Минска, подобно тому как организм человека проецируется на ушную раковину. Посмотрите: есть главный проспект в стиле сталинского неоклассицизма, есть три площади – круглая развязочная, прямоугольная официальная и торговая, есть район “Зеленый луг”

Само поселение Логойск – древний Лагожск изначально находился на 8 км выше по реке Гайне, в месте впадения речки Логозы. Минск, как мы знаем, первоначально также располагался не на теперешнем месте, а на 11 км юго-западнее – там, где Менка впадает в Свислочь.

Логойский треугольник, или Образ города

Белорусской Швейцарии, как всегда называли Логойщину краеведы, суждено было стать горнолыжной столицей республики. Пришло время, пришли люди и инвестиции. В 2003 г. открылся горнолыжный спортивный комплекс “Логойск”, на следующий год – РГЦ “Силичи”, “Заячья поляна”. Самое время Логойску-городу стать недостающей составляющей в кольце спорткомплексов. Логойск пропитан историей, в которой отражена судьба нашей родной земли от поселений штриховой керамики и ВКЛ до этнографов братьев Константина и Евстафия Тышкевичей и Партизанского края. Активный отдых должен дополняться познавательными экскурсионными маршрутами. Пусть в них, как в бермудском треугольнике, люди теряют ощущение времени. И, конечно, здесь должна реализовываться растущая платежеспособность граждан. Развить соответствующую инфраструктуру предстоит в самом ближайшем времени. Эта задача решается общими усилиями облисполкома, райисполкома и заинтересованных строительных организаций.

Начато благоустройство зоны, где происходит ежедневное паломничество к святому источнику, бьющему прямо из подножья церкви св. Николая. Кстати, источников, выходящих из Замковой горы, существует несколько, и, создав трассировку маршрута, объединяя их, можно получить “променад”, подобный Кисловодскому и Карловарскому, для прогулок и принятия вод.

Любопытно, что существовавший в XIX в. Логойский водолечебный курорт был известен далеко за пределами нашего края. Известно, что “на воды” приезжали из Варшавы и Петербурга. К сожалению, не сохранилось видимых остатков курортных сооружений. Надеемся, что при архивных изысканиях, которые сейчас активизировались, станут известны детали организации курорта в прошлом. Если этого не случится, проект будет решен в новых архитектурных формах.

Готовящийся проект охранных зон исторического центра позволит увереннее работать по санации дворовых территорий центра. Древнее замчище, окруженное валами, на наш взгляд, при осуществлении проекта регенерации парка может стать прекрасным амфитеатром для мероприятий, проводимых многочисленными историческими клубами.

 

Земля в Логойске постоянно “уходит из-под ног”, потому что почвы города напоминают слоеный пирог. 40 миллионов лет назад в эту местность упал каменный метеорит 650 м в диаметре. Кратер шириной 13–15 км расположен в районе д. Логоза. Этим и объясняется уникальный природный ландшафт. Почти все здания испытывают воздействие подводных вод и движения грунтов пластами. За обозримые 100–150 лет на территории современного города возникли и исчезли реки, даже целые водоемы! Этим во многом и объясняются сложности в планировке поселения. Основных улиц было меньше десятка, трассировка их осталась прежней, и развитие по этим направлениям почти исчерпано. Новые направления улиц проложить сложно – натыкаемся на естественные преграды в виде заболоченности, леса и магистральных трасс сетей.

 

Курортный городок с богатой историей должен иметь цельный и запоминающийся образ. Для этого строятся здания и сооружения, которые призваны формировать городской силуэт.

В прошлом году завершены работы по реконструкции автовокзала – единственного транспортного портала города с 1938 г. Под навесом из красного поликарбоната теперь могут парковаться одновременно 6 автобусов.

В настоящее время Логойским райпо возводится продовольственный магазин № 1 по ул. Советской. Проект является примером проектирования в новых условиях.

История, начавшаяся год назад, такова. Предыдущее здание магазина состояло из трех, непонятно когда сочлененных корпусов с разными фундаментами и перекрытиями на разных отметках. Поставив вопрос о его реконструкции, никто не думал об объемно-планировочном образе – необходимо было найти простое, недорогое и технологичное решение. Но поскольку здание находится на углу квартала сталинской застройки, нужен был символ, акцент. Тогда автором этих строк было предложено перекрыть (согласно логике и идя по пути удешевления) три здания одной двускатной кровлей. Башенка на здании стала абсолютно естественным решением, которое присуще неоклассике сталинского периода. Кроме того, ей придали черты оборонного стиля для вовлечения зрителя в романтическую тематику курортного города с историей, ведущей в средневековье. На башне, в обрамлении витража, будут установлены часы с боем.

В итоге родился объект, по форме берущий на себя роль ратуши, ибо он встречает посетителей города. Возможно, со временем он станет одной из составляющих его силуэта. Примечательно, что это предложение было принято сразу и одобрено руководством райпо, райисполкома и Комитетом архитектуры облисполкома. ОАО “Стройкомплекс” проработало эскиз и выдало проект современного универсама с кулинарией и террасой для сезонной торговли. Таким образом, от идеи до сдачи объекта пройдет меньше года.

Уже начаты работы по расчистке площадки для строительства еще более крупного объекта – крытого рынка на площади 8 Марта. Сложное по форме здание включает в себя два торговых зала и административную часть. Крупным круглым застекленным фасадом оно продолжает формирование застройки площади и плавно спускается к реке Гайне. Здание с современными остекленными фасадами и значительным объемом удачно впишется в рельеф города, не нарушая масштаб восприятия.

В центральной части начаты работы по реконструкции и разбивке двух городских скверов. Один из них, по ул. Харченко, ожидает полная перепланировка. Будет установлен памятник воинам-интернационалистам, уроженцам Логойщины, погибшим в Афганистане. “Соната Памяти” – так назвал скульптор В.В. Теребун лаконичную композицию из органных труб и образа почитаемой в Логойске иконы Божьей Матери “Знамение”. Площадка для второго городского сквера расположена по ул. Советской на месте снесенного здания. Там будут размещены оригинальный фонтан, беседка-мини-эстрада для выступлений небольших коллективов, пруд с “горбатым” мостиком (любимое место молодоженов) и детская площадка. К скверу примыкает кафе, которое после реконструкции получило обширную веранду, развернутую в сторону сквера.

Общими усилиями нужно наполнить незаполненные соты в структуре Логойска новым контентом. В статусном городе должна разместиться сеть тематических кафе столичного уровня. А рядом с ними и вблизи туристических объектов можно расположить киоски сувениров. Нужно вывести из домов культуры музейные экспонаты в отдельные оригинальные здания и разделить их по тематикам. Например, музей еврейского быта типичного белорусского местечка был бы очень привлекателен для гостей из ближневосточного зарубежья. Геомузей расположился бы на месте падения метеорита. Ведутся проработки для создания реконструированной действующей средневековой деревни на одном из городищ вблизи Логойска.

Предстоит продолжить начатую работу со скульпторами по созданию малых форм, присущих только Логойску. Намечена соответствующая работа на пленэрах с Академией искусств.

В рамках Государственной программы начнется строительство аквапарка –
3-й очереди РГЦ “Силичи”. ГСОК “Логойск” добавит к имеющимся плошадкам 6000 м2 конно-спортивного комплекса. Рассматривается вопрос о передаче участка под аэроклуб вблизи Логойска. Надеемся, найдутся инвесторы для строительства новой гостиницы в городе. Учитывая положительный опыт последних лет по полному восстановлению архитектурных объектов с изначальным приспособлением под конкретные задачи города (Минская ратуша, гостиница “Европа”), возможно и размещение гостиницы в восстановленном дворце Тышкевичей. Если на соответствующем уровне это предложение получит одобрение, мы сможем активнее планировочно зонировать город, в результате возрастет его значимость как экскурсионного объекта.

Следует создать сеть экологического транспортного сообщения между спорткомплексами и городом, а также прогулочный экскурсионный маршрут по реке Гайне.

Рецидивы провинциального менталитета

Изменения нужны не только в городской среде. Необходимо менять менталитет жителей малого города. Ведь если сердце страны находится в ее столице, то душа – в малых и средних городах, из которых она, собственно, и состоит. Это то место, где деревня со своим укладом встречается с городскими преференциями.

Потенциальные мигранты должны понять, что не стоит ехать в мегаполис с сомнительной экологией. Можно найти или даже лучше – создать свое рабочее место там, где родился. Поскольку негативные рецидивы последствий миграций населения из городских поселений в более крупные промышленные центры существуют...

Не избавились мы пока от комплекса провинциала. Достаточно высок еще в малых городах уровень вандализма, что в определенной мере является отрицанием и, как следствие, разрушением своей “малой родины”.

Хотелось бы, чтобы не через поколение, а раньше житель “провинциального” города осознал ценность его уникальной материальной культуры. Пусть малого, но очень притягательного масштаба.

Схема и фотографии – автора



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 718
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: 12 016
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: 10 444
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...