Детский сад – второй дом ребенка. Дом должен быть удобным, красивым. Архитектурно он формируется системой пространств, важнейшими из которых являются пространства групповых ячеек. В них нужно организовать повседневный быт детей, создать места для разнообразных занятий и реализации детских фантазий. Как обеспечить рациональность этого многофункционального пространства, является ли благом простое его увеличение? Вопросы не праздные в условиях строительства и реконструкции дошкольных учреждений в стране, а также пересмотра действующих норм проектирования, в том числе СНиП «Общественные здания и сооружения», к которому сегодня существует ряд изменений и пособий, касающихся создания помещений для дошкольников [1, 2]. Поэтому интересным кажется сопоставление отечественного и зарубежного опыта архитектурной организации и проектного нормирования групповой ячейки.
Понятие «групповая ячейка» складывалось постепенно [3]. Сначала создавались комнаты, где присматривали за детьми, пока их матери были на работе. Отсутствовал и сам термин «детский сад». Он был введен Ф. Фребелем, открывшим в Тюрингии свой первый «детский сад», трактуя его как сад, где дети – это заботливо выращиваемые «саженцы», за которыми ухаживают «садовницы»- воспитательницы. В садах Фребеля был важен не просто уход, главное внимание уделялось развитию ребенка. Появились требования к пространству, которое должно было обеспечить и учебные, и творческие занятия. В детских садах М. Монтессори, педагогические методы которой основывались на личностном формировании ребенка через чувственную сферу и самовыражение, также требовались пространства для различной деятельности: работы с материалами – песком, водой, тканью, тихих и активных игр. Отсюда, из второй половины 19 – начала 20 в., берет начало история групповой ячейки детского сада (рис. 1, 2).
Важными для планировочного развития групповой ячейки были 1920–1930-е гг., когда в Советском Союзе проводились педагогические и архитектурные эксперименты по формированию дошкольных учреждений, проектировались «образцовые» детские ясли и сады, подготавливалась база для типового проектирования, а в Веймарской республике усилиями архитекторов Баухауза создавались кооперированные здания детских садов-школ и первые детские сады с гибкой планировкой групповых помещений.
Пройдя более чем столетний путь планировочного развития, ячейка сегодня обеспечивает не только безопасность ребенка, но и дает пространственную возможность его физического, психического, творческого развития. Требования общества к организации среды дошкольных учреждений обрели форму проектно-строительных норм.
Соблюдение нормативов гарантирует безопасность и создание необходимых условий жизнедеятельности детей: регламентируются удельные площади и объемы зданий и помещений, устанавливаются требования к их освещению, вентиляции, санитарному обустройству. Сопоставляя нормы двух стран, можно увидеть в них больше сходства, чем различий. Но этого не скажешь о приемах архитектурного формирования групповых ячеек. Различие касается ряда аспектов, связанных с признанием приоритетности тех или иных требований к пространственно-планировочной организации помещений.
Центром архитектурно-планировочной структуры ячейки является групповая. Она проектируется в Беларуси в расчете на 20 дошкольников одного возраста или 12 детей в разновозрастных группах, в Германии – на 15-18-20, а иногда 25 детей. Групповая предназначена для игр, может становиться «классом», «обеденным» или «театральным» залом и т.д. (рис. 3). Пространство групповой в практике и Беларуси, и ФРГ – свободное, хорошо освещенное, оборудованное соответствующей росту детей мебелью, допускающей перестановки при смене занятий. Но в Беларуси – это помещение в одном планирововочном уровне, без усложняющих план элементов, что вполне соответствует требованиям контроля за детьми, безопасности игр, дает возможность вариантного использования площади, а также учитывает особенности индустриального строительства и экономические факторы.
В ФРГ при архитектурной организации групповых могут создаваться разноуровневые пространства, игровые антресоли, эркеры (рис. 4). Считается, что это вызывает интерес у детей, расширяет спектр игр и занятий, активизирует деятельность ребенка. При этом во всех федеральных землях [4] существует система обязательных требований по безопасности оборудования помещений (рис. 5). Задачи создания условий для развития ребенка с учетом его индивидуальности решаются путем формирования малых групповых комнат, непосредственно связанных с основной групповой и предназначенных для работы с различными материалами, для творчества (рис. 6). Если площадь большой групповой 40–50 м², создается дополнительная групповая площадью 20–25 м². Обычно нормируется сумма площадей двух помещений (в большинстве земель – 3 м² на ребенка), при этом внутри суммы возможно перераспределение пощади с учетом образовательной программы учреждения [5, 6]. Нередко малые групповые устраиваются общими для двух смежно расположенных групп.
Другой важный фактор – здоровьесберегающий, связанный с организацией сна. В Беларуси в истории развития групповой ячейки детского сада были периоды, когда спальня исключалась из состава помещений, а сон организовывался в групповых или на верандах. В довоенных и послевоенных проектах это было вызвано экономией, в проектах 1990-х гг. – стремлением расширить игровое пространство, ликвидировать зоны «экстенсивного использования» за счет расширения групповой и применения трансформируемых кроватей. Действующие нормативы [2] дают возможность формирования единой групповой с зоной отдыха площадью 4,5–5 м² на ребенка. Но сегодня, как правило, в групповых ячейках детских садов в Беларуси для дневного сна создаются спальни, рассчитанные на всех детей (рис. 7).
В ФРГ нет норматива, требующего обязательного устройства спален, но правилами земель рекомендуется организация мест для сна части детей в расчете 1,5 м² на ребенка [5, 6]. При этом спальня как самостоятельное помещение обычно не выделяется, она может трактоваться как комната для тихих игр и отдыха, или же дневной сон предусматривается в групповом помещении, на матрацах, трансформируемых кроватях (рис. 8).
Питание детей в дошкольных учреждениях Беларуси организуется в групповой, для чего устраиваются буфетные, планировочно связанные с основным игровым пространством и входом в ячейку. Пища доставляется из кухни, работающей на сырье и размещаемой на первом этаже детского сада. В ФРГ в дошкольных учреждениях предусматривается устройство небольшой доготовочной кухни. Питаются дети в общем обеденном зале, в многофункциональном пространстве-холле, в специальном «чайном баре» и т.д. В соответствии с воспитательными программами возможно и противоположное: в групповых создаются зоны питания, оборудованные плитами, холодильниками, мойками (рис. 9). Дети наблюдают процесс подготовки пищи к раздаче, участвуют в сервировке стола, приобретая необходимые бытовые навыки.
Различно решаются в Беларуси и ФРГ раздевальные детских садов. В Беларуси раздевальная устраивается как отдельное помещение, граничащее с групповой, имеющее вход из вестибюля или коридора. Выполняя санитарно-гигиеническую функцию разделения групп детей для снижения опасности переноса инфекций, раздевальная становится пространственным барьром групповой ячейки, выделяя ее в автономную планировочную структуру.
В ФРГ раздевальные часто организуются в общих вестибюлях, холлах, с которыми непосредственно связываются групповые. Площадь этих пространств не нормируется, но во многих случаях составляет около 60 м². Таким образом, границы групповой ячейки расширяются, дети получают возможность использовать для игр и общения многофункциональные помещения детсада, что содействует решению задач социализации (рис. 10).
Есть отличия и в планировке туалетных. В ФРГ они выполняют нередко не только санитарно-гигиенические функции, но и становятся местом для проведения игр с водой и другими материалами [7], занятий по уходу за собой (рис. 11). Туалетные могут примыкать к групповой или находиться вблизи ее, имея входы из тамбуров и коридоров.
Сопоставление архитектурной организации и нормируемых площадей помещений групповых ячеек детских садов в двух странах показывает, что в пределах установленных в Беларуси норм существует возможность планировочной вариантности, позволяющей уйти от однотипности проектных решений. Вопрос дальнейшего архитектурного развития пространств групповой ячейки, как представляется, связан с уточнением обязательных и рекомендательных позиций документов, регламентирующих формирование материальной среды дошкольных учреждений.
Литература
1. СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения. – М.: Гос.строит.комит.СССР, 1990. – 40 с.
2. Состав и площади помещений детских дошкольных учреждений: Пособие 3-02-01-96 к СНиП 2.08.02-89. – Минск: Министерство арх..и строит. РБ, 1996. – 22 с.
3. Иорданская, Е.И. Детские сады. – Петроград: культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1920. – 73 с.
4. Sichere Schulen und Kindertageseinrichtungen. Bayerischer Gemeindeunfallversicherungsverband. – München. – 2003. – 38 s.
5. Örtliche Gesamtplanung. Architektonische Grundlagen. Lehrbeauftragter: Dipl. Ing. Architekt Christian Wunderling. – Technische Universität Raiserslautern.
6. Der Bau von Tageseinrichtungen für Kinder. Tipps und Anredungen. Herausgeber: Kommunalverband für Jugend und Soziales Baden-Württemberg Dezernat Jugend – Landesjugendamt. – Stuttgart, 2007. – 20 s.
7. Krippen in Nürnberg. Empfehlungen pädagogischer Raumstandards. Amt für Kinder, Jugendliche und Familien – Jugendamt. – Nürnberg, 2011. – 36 s.
Рисунки:
1. Детский сад Ф. Фребеля, Германия
2. Занятия в детском саду М. Монтессори
3. Групповые в детских садах, Беларусь
4. Групповые в детских садах, ФРГ
5. Указания по безопасному обустройству игровых зон, ФРГ
6. Комнаты для занятий по интересам, творчества при групповых, ФРГ
7. Спальни в детских садах, Беларусь
8. Спальня в детском саду, ФРГ
9. Зона приема пищи в групповой детского сада, ФРГ
10. Организация раздевальных, ФРГ
11. Туалетные в составе групповой ячейки, ФРГ