Вы здесь

Из слуцкого блокнота, или Хроника рождения нового парка

Недавняя история

Зима 2004—2005 гг. Я впервые в Слуцке — в связи с подготовкой города к “Дажынкам”. Знаю, что городу девять веков. Пытаюсь отыскать архитектурные следы истории. Тщетно. Пожалуй, единственный видимый след — археологический — рельеф замчища.

Территория, подлежащая благоустройству, ради которой я приехала, — пойма р. Случь в центре города. Бoльшая часть — заболоченные, переувлажненные земли, с гниющими, падающими тополями; в центре — комплекс одноэтажных построек (единственная баня в городе); как следствие — испещренность инженерными коммуникациями (теплотрасса, газопровод — все открытым способом); у воды — КНС. Все замусорено, неухожено. Уговаривают взяться за проект благоустройства. Думаю. Решаюсь. Предупреждаю о необходимости кардинальных преобразований.

Давняя история (и концепция проекта*)

Основная идея проекта — пойменный парк, решенный в контексте исторической топографии Слуцка и истории города в целом.

Для Слуцка — одного из древнейших городов Беларуси, который в последнее столетие утратил все памятники архитектуры XVI–XIX вв., всю рядовую застройку XVIII–XIX вв., практически всю древнюю планировочную структуру и, видимо, более 50% культурного (археологического) слоя, альтернативой такой объективно существующей реальности может стать метод проектирования, условно обозначаемый как “сублимация истории посредством искусства в контексте городской среды”.
Тема для размышлений — существование в Слуцке XVIII в. нескольких регулярных садов (“шпалерный” сад князя Радзивилла, регулярный сад в Старом городе и еще два регулярных сада конца XVIII в.).
Для художественного воплощения выбираем три обобщающих символа истории Слуцка, территориально уместных в нашей зоне. Это:

  • память о конкретной (материальной) истории — замчище XII—XV вв. (позднее “Верхний замок”) — ядро, из которого вырос город;
  • память о духовном наследии города и, одновременно, о переломном моменте его истории, наиболее ярким (и драматическим одновременно) символом которого является личность последней из рода Олельковичей — Софии Слуцкой;
  • “изюминка города”, своеобразная “визитная карточка” Слуцка (начиная с XVII и заканчивая серединой XIX в.) — линия наружных укреплений.

Одна из целей проекта — переосмыслив эти историко-культурные символы и воплотив их в овеществленном опосредованно-информативном виде (локальные фрагменты планировки и благоустройства с парковой скульптурой), как бы вплести их в канву повседневности. “Художественно воссозданные” элементы исторической памяти нации должны, пусть в малой мере, заполнить историко-культурный вакуум, который оставил на этой земле XX век.

Ремарка к проекту (и пару слов о главном в ландшафтной архитектуре)

По моему глубокому убеждению, главное в ландшафтной архитектуре — образно найденная и выраженная (прежде всего “зелеными” средствами — древесно-кустарниковой растительностью) композиционная, функционально грамотная организация пространства. И максимальное использование ландшафтных особенностей.

Пойменный парк, преимущественно пейзажный, строился на системе крупномасштабных вытянутых полян, нанизанных на живописно нарисованные акватории, объединенных планировочными элементами, хорошо просматриваемых с окружающих улиц, которые к тому же диктовали очертания полян. На каждой из них разыгрывалась определенная тема высокой растительности (деревья, кустарники) с перетеканием (или иным взаимодействием) в соседнее парковое пространство.

Крупным центральным фрагментом парка явился регулярный сад, размещенный на ровном пониженном плато, хорошо воспринимаемом с окружающих улиц, моста по улице Богдановича, с верха замчища. Значимый элемент регулярного сада — партер “Слуцкие пояса”. (Регулярный сад разбит на ранее застроенной “шанхайно-банной” территории.)

Реальный результат (и попутные мысли)

Основа проекта выполнена в натуре (так называемый первый пусковой комплекс). Произошло кардинальное изменение ландшафта. Теперь вся территория — это ландшафтный парк для отдыха.

Конечно, за полгода можно только заложить, но не создать парк полностью. Хотелось бы далее реализовать в натуре вторую очередь (исторические символы, дизайн, освещение, окончательное формирование зеленых композиций по мере роста насаждений, планировочные элементы).

Но главное сейчас — постоянный уход за тем, что сделано и посажено, постоянная связь с автором для раскрытия и сохранения авторских композиционных идей парка.

Постскриптум (или искренние оды)

“Дажынкі” — дело благое. Оно послужило поводом для преображения города, в том числе для появления нового парка.

Две личности, сыгравшие ключевую роль в реализации нашего проекта:

— Николай Федорович Домашкевич, который еще в первом эскизе увидел всю идею в натуре и принял ее, одобрив снос бани и дав губернаторские распоряжения на этот счет. Так появилась добротная ландшафтная зона в центре города (добавим, решился и наболевший за последние 20 лет для горожан вопрос бани — построен современный банный комплекс);
— Леонтий Иванович Хоружик. Благодаря глубокому пониманию и искренней заинтересованности этого человека в создании комфортной среды проживания для жителей Беларуси и, конкретно, выделению необходимых средств на строительство, только благодаря его вмешательству был разрешен вопрос посадок и создана возможность для реализации основ проекта.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...