В соответствии со статьей Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» жилищно-коммунальная услуга - деятельность, направленная на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности, комфортных и безопасных условий для проживания граждан. Данная услуга предоставляется населению путем осуществления обслуживающей организацией технической эксплуатации зданий и сооружений.
Определение и содержание технической эксплуатации зданий и сооружений закреплено в ТКП 45-1.04-14-2005 «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения». Из содержания указанного технического нормативного правового акта следует, что техническая эксплуатация подразделяется на две группы действий: услуги и работы. В соответствии с содержанием глав 37 и 39 ГК Республики Беларусь оказание услуг от выполнения работ отличаются нематериальностью результата. В частности результат работ всегда материален. Услуги же в отличие от работ всегда нематериальны – оплата осуществляется за само действие, а не за результат.
В частности в соответствии со статьей 656 ГК Республики Беларусь по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). В отличие от работ, в соответствии со статьей 733 ГК Республики Беларусь по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 3.1. ТКП 45-1.04-14-2005 «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» приводится перечень как работ, так и услуг, которые оказываются эксплуатирующими организациями. В частности, согласно данной норме техническая эксплуатация зданий включает:
— техническое обслуживание строительных конструкций и инженерных систем;
— содержание зданий и прилегающей территории, расположенной в границах акта землепользования;
— ремонт зданий, строительных конструкций и инженерных систем;
— контроль за соблюдением установленных правил пользования помещениями зданий.
Основными задачами технической эксплуатации зданий являются:
— обеспечение работоспособности и безопасной эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий;
— обеспечение проектных режимов эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий (статических, силовых, тепловых и энергетических нагрузок, давления, напряжения, звукоизоляции);
— содержание помещений зданий и прилегающей к зданию территории в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими и противопожарными правилами и нормами.
В свою очередь система технического обслуживания, содержания и ремонта обеспечивает:
— контроль за техническим состоянием зданий путем проведения технических осмотров;
— профилактическое обслуживание, наладку, регулирование и текущий ремонт инженерных систем зданий;
— текущий ремонт помещений и строительных конструкций зданий, благоустройства и озеленения прилегающей территории в объемах и с периодичностью, обеспечивающих их исправное состояние и эффективную эксплуатацию;
— содержание в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии помещений зданий и прилегающей к зданию территории;
— подготовку помещений зданий, инженерных систем и внешнего благоустройства зданий к сезонной эксплуатации (в осенне-зимний и весенне-летний периоды года);
— проведение необходимых работ по устранению аварий;
— учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды, сервисное обслуживание приборов учета расхода тепла и воды.
Таким образом, при оказании услуг ЖКХ по технической эксплуатации зданий и сооружений потребителям оказываются как услуги в виде технических осмотров, направленных на контроль за техническим состоянием, так и работы, направленные на восстановление утраченного технического состояния объектов недвижимости.
Отличие подрядных работ от возмездного оказания услуг закреплено в статьях 656 и 733 ГК Республики Беларусь. В соответствии со статьей 656 ГК Республики Беларусь по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. В то же время, согласно статье 733 ГК Республики Беларусь по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Приведем пример.
Хозяйственным судом было рассмотрено дело по иску страхового предприятия «Б» и УЖРЭП о взыскании суммы выплаченного страхового возмещения, а также процентов за пользование чужими денежными средствами [1].
В обоснование предъявленных требований истец сослался на статьи 821, 855, 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь и на обязанность ответчика возместить истцу понесенные расходы в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых помещений и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь, утвержденными приказом МЖКХ Республики Беларусь от 07.12.1999 года N 177.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании указывает на несогласие с требованиями по причине наличия у него заключенного с истцом договора страхования, предусматривающего случай, по поводу которого заявлен иск.
Как установлено судом, представительством БРУСП «Б» и Ч. был заключен договор добровольного страхования домашнего имущества. На страхование была принята квартира, принадлежащая страхователю на праве собственности.
В период действия договора страхования произошел страховой случай – повреждение застрахованного имущества (залитие жилого помещения). Согласно акта обследования по факту повреждения элементов отделки, акта о выявленных дефектах, возникших в результате залития, следует, что затопление названной квартиры произошло в результате расчеканки раструба трубопровода ливневой канализации на техническом этаже.
В результате залития Ч. причинен материальный ущерб. Согласно смете на ремонтно-строительные работы после залития размер ущерба составил выплаченную по договору страхования сумму, которую и просит взыскать по иску истец.
В соответствии со статьей 391 ГК Республики Беларусь граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что между истцом и ответчиком в период возникновения спорого страхового случая действовал договор страхования (страховой полис БВ № 070568), согласно условиям которого истец принял на страхование в том числе гражданскую ответственность ответчика за вред причиненный имуществу потерпевших вследствие результата оказанной услуги, недостатков технической эксплуатации и технического обслуживания жилого фонда. В перечне страховых случаев указаны факты признания обоснованными предъявленных к ответчику требований о возмещении вреда, причиненного имущественным правам вследствие в том числе недостатков оказанной ответчиком услуги начиная с 01.07.2010 жилого фонда, застрахованного по правилам № 32.
Аналогичная информация указана ответчиком в заявлении о заключении договора добровольного страхования гражданской ответственности.
Одной из услуг, оказываемых ответчиком населению в соответствии с пунктом 3.4. ТКП 45-1.04-14-2005 «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» являются услуги по проведению периодических и внеплановых технических осмотров в рамках осуществления контроля за техническим состоянием зданий.
Согласно разделу 6 ТКП 45-1.04-14-2005 в процессе всего времени эксплуатации должны систематически проводиться технические осмотры зданий. Целью осмотров является своевременное выявление дефектов зданий, установление возможных причин их возникновения и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется контроль за использованием и содержанием помещений, устранением мелких неисправностей, которые могут быть устранены в течение времени, отводимого на осмотры.
Внеочередные (неплановые) осмотры должны проводиться при выявлении деформаций конструкций и повреждений инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации. Частичные плановые осмотры строительных конструкций и внутренних инженерных систем должны проводиться в зависимости от конструктивных особенностей здания и технического состояния его элементов работниками специализированных служб, обеспечивающих их техническое обслуживание и ремонт, но не реже 1 раза в год. Особое внимание в процессе технических осмотров должно быть уделено зданиям, строительным конструкциям и внутренним инженерным системам (оборудованию) эксплуатируемых зданий, имеющих физический износ 60 % и более. При получении информации о дефектах, деформациях конструкций, неисправностях инженерных систем, которые могут привести к снижению несущей способности конструкций или нарушению нормальной работы инженерных систем, они должны устраняться в сроки согласно приложению Д к ТКП 45-1.04-14-2005.
Результаты осмотров (общих, частичных, внеочередных) должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий (журнал технической эксплуатации здания, технический паспорт), в которых должна содержаться оценка технического состояния зданий, строительных конструкций и инженерных систем, перечень выявленных неисправностей и мест их нахождения, указаны возможные причины возникновения неисправностей, а также сведения о выполненных ремонтных работах.
В судебном заседании представитель истца согласился с тем, что проведение технических осмотров относится к видам услуг, оказываемых ответчиком потребителям услуг ЖКХ.
Сведений о проведении ответчиком осмотра раструба ливневой канализации жилого дома, повлекшего залитие ответчиком суду не представлено. Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства проведения осмотров и последующего ремонта системы ливневой канализации спорного дома в целом.
В процессе эксплуатации зданий техническое состояние инженерных систем на момент возникновения страхового случая должно было соответствовать требованиям СНБ 1.04.01-04 «Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации», ТКП 45-1.04-14-2005 (02250) «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» и других действующих ТНПА.
В соответствии с пунктом 5.5 ТКП 45-1.04-14-2005 (02250) система канализации должна эксплуатироваться с соблюдением следующих требований:
- трубопроводы и их соединения должны быть герметичны;
- гидравлические затворы санитарных приборов не должны иметь дефектов;
- санитарные приборы, ревизии, прочистки и трапы, арматура должны быть технически исправны.
Не допускается эксплуатация систем канализации зданий в случаях ослаблений уплотнения стыков (раструбов) труб.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о некачественном оказании ответчиком услуг по проведению технических осмотров в спорном жилом доме, что повлекло возникновение страхового случая. С учетом изложенного, действие данного страхового случая подпадает под условия договора страхования (страховой полис БВ № 070568), заключенного между сторонами по делу. При этом, в договоре страхования, заключенном на новый срок стороны исключили технические осмотры из под действия, заключенного между ними договора страхования.
В связи с изложенным, в удовлетворении требований истца было отказано.
[1] Архив хозяйственного суда Гродненской области. Решение от 14.10.2013 по делу № 77-12/2013