Коттеджные городки появились в белорусской архитектурной культуре относительно недавно. До революции страна славилась поместьями, после усадьбами колхозных хозяйств, позднее индустриальное домостроение преобразило города и села в пользу многоквартирных и быстровозводимых зданий. Благосостояние белорусов растет, и тема архитектурного облика коттеджных городков, которая исследуется в мире достаточно давно, стала актуальной и в нашей стране. Как устремить желающих жить в собственных домах к красоте и гармонии, что уместно, а что нет при строительстве коттеджных поселений, а также о сохранении белорусских традиций размышляет декан архитектурного факультета Белорусского национального технического университета Армен Сардаров. А фотографии коттеджей Беларуси и Литвы, на взгляд Армена Сергеевича, красноречивее слов выявляют отличия и наводят на размышления об идеальной застройке.
– Как вы охарактеризуете особенности среды новых архитектурных образований, таких, как коттеджные городки?
– На протяжении всей истории Беларуси до революции на ее землях в основном располагались усадьбы помещиков и дома крестьян, а после акценты в архитектурном развитии делались на “центры коллективных хозяйств”. Соответственно, ландшафт также был сформирован исходя из социальноэкономических условий жизни. На рубеже ХХ и XXI веков с точки зрения природного и аграрносельского компонентов Беларусь многое сохранила в национальном ландшафте.Тем не менее с приходом рыночных отношений и того, что можно охарактеризовать как “архитектурная глобализация”, начались преобразующие процессы. Практически вокруг всех крупных городов сформировались районы застройки индивидуальных домов, коттеджей, или вилл. Появление новой для нас формы архитектурной жизни было обусловлено, вопервых, наличием свободных денежных средств у состоятельных людей и, вовторых, замедлением процесса строительства общественного или муниципального жилья.
Понятие “индивидуальный коттедж” появилось в 90е годы прошлого столетия. В какойто мере на его образ оказала влияние усадебная архитектура. Однако если говорить о домах для колхозников, об их объемнопространственном решении, планировке, то эти параметры брались из той модели социального строя, который был принят до 70х годов XX века. Усадебная застройка тех времен, так называемые показательные поселки, являются примером традиционной застройки на селе.
Рыночная экономика обусловила появление людей с иными потребностями, в частности с желанием жить в отдельных собственных домах с улучшенными архитектурными характеристиками. Таким образом, спрос определил предложение: стали проектироваться и строиться коттеджи и формироваться городки. Однако, глядя на новые коттеджные поселения состоятельных белорусов, отчетливо видны те ошибки, работа над которыми уже проделана в мировой архитектурной практике и дала свои результаты, изменив основные принципы и подходы к проектированию как отдельных зданий, так и целых групп объектов.
Использование современных технологий открыло новые горизонты для архитекторов XX века. Мэтры мировой архитектуры, такие, как Ле Корбюзье, Кендзо Танге, стремились создавать некий объект, устремленный к художественности, оригинальности и рациональности одновременно. Коллеги вторили им, воплощая задачу формирования из новейших материалов неповторимого архитектурного образа. Однако с середины прошлого века мировая архитектурная философия стала постепенно изменяться. Эпатирующая форма перестала являться целью. Пришло понимание того, что революционный подход к созданию нового, отбрасывая все старое и игнорируя природу, исчерпал себя. Сложные взаимосвязи окружающей среды, пространства, времени, экологии, биофизики, психологии стали постигаться более глубоко, их значение и взаимовлияние приобрели новый смысл. Стало явным, что жизнедеятельность человека может осуществляться только в этой системе связей, нарушение которых может привести к дисгармонии, а порой и к гибели.
Осознание взаимозависимости природы и человека оказало влияние на создаваемую архитектуру. На первый план вышло то, как новые здания и сооружения связаны с окружающим пространством, как они взаимодействуют с природой, с антропогенными факторами. Таким образом, сформировался новый принцип в архитектурной практике: согласование проектируемых объектов с уже сложившейся архитектурной средой, с существующими пространственными решениями, с историей, культурой, традициями. Данный подход можно назвать переломным в мировой архитектуре конца прошлого тысячелетия.
Если же проследить все эти принципы на примерах белорусской коттеджной застройки, то можно утверждать, что ни один из них не учтен. Нет ни связи с природой, ни гармонии с соседними зданиями, ни стилистического стремления к белорусским архитектурным традициям. В коттеджных городках отмечается отсутствие общественных пространств, инфраструктуры и благоустройства. Земля просто разделена на участки, в рамках которых каждый делает то, что считает нужным. Я бы сравнил все это с плохой витриной магазина, где выставлены разнообразные несогласующиеся между собой товары. Очевидно, причины в стремлении к индивидуализации, отрицании какой бы то ни было формы коллективности, в нежелании финансировать “общие проблемы”. Порой не хватает понимания, что “красивая” жизнь не ограничивается созерцанием территории до персонального забора, но включает и взгляд на пейзаж всего городка. Интересно запроектированные улочки, малые формы, привлекательные общие пространства с магазинами, местами отдыха и детскими площадками создадут атмосферу уюта и гармонии. И я считаю чрезвычайно важным через законодательство добиться того, чтобы состоятельные застройщики вкладывали средства не только в зону строительства своего дома, но в инфраструктуру и благоустройство всей коттеджной застройки.
– Каковы тенденции проектирования и строительства коттеджных городков в мировой практике?
– Прежде всего, хотелось бы заострить внимание на существовании в архитектурной области огромного количества ограничений. Специализированной литературы в европейских странах намного больше, чем у нас. Строительные нормы и правила должны строго соблюдаться, а тот, кто имеет намерение заняться архитектурностроительной деятельностью, обязан предварительно сдать экзамены на знание всех нормативов.Сейчас во всем мире стремятся уходить от практики продажи земли для строительства в пользу участков в рамках уже спроектированных коттеджных поселков. Как правило, технология создания городков такова: купив землю, застройщик разрабатывает генплан с учетом природы, рельефа, создает инфраструктуру, благоустройство и только после этого предлагает покупателям участки спроектированной застройки.
Тем не менее подходы распределения земли могут быть различны. Это может быть и “нарезка” территории вдоль улицы, и выделение части уже запроектированного коттеджного участка. Но главное, существуют ограничения по высоте, фасадам, расположению. Стилевое решение коттеджей не навязывается документально. Однако поскольку стиль жилища – это показатель вкуса живущих в нем людей, созданная ими среда отражает и взаимоотношения с соседями. Если чейто коттедж безвкусен, то хозяин может стать изгоем среди других. И к выбору стиля дома, его гармоничному и органичному соответствию существующей застройке на Западе подходят очень взвешенно. Да и во всем мире так происходит. В Японии индивидуальные коттеджи состоятельных людей чрезвычайно скромны по архитектуре и абсолютно не отличаются от домов менее обеспеченных соседей. Такова формула взаимодействия в этой стране: выделяться не принято.
Безусловно, традиции различны. И культурная среда задает тон, и уровень культуры каждого в отдельности. К примеру, у нас в отличие от японских культурных ценностей все наоборот. Быть не таким, как все, крайне необходимо. И думается, что, проектируя свои дома, обеспеченные белорусы часто смотрят на свои будущие жилища глазами соседей, желая их удивить, поразить, превзойти.
– Какой Вы представляете идеальную белорусскую коттеджную застройку?
– Очень важно подбирать материалы для строительства коттеджей, их колористику. Слишком яркие, контрастные цвета южных стран, на мой взгляд, здесь неуместны. Быть может, стоит делать выбор в пользу традиционных материалов, которые будут сочетаться с цветами земли, природы. Дерево, керамика, натуральный камень или его хорошая имитация прекрасно впишутся в здешние пейзажи. Как архитектор я скажу: ландшафт – это богатство Беларуси. Он ровный, мягкий, но в то же время сложный, изобилующий рощами, лесами, озерами. Конечно, исторический социальнополитический путь белорусов оказал влияние на создание того, что можно назвать национальным ландшафтом. Архитектурная среда подвергалась изменениям порой весьма кардинально. Однако удивительно то, что, несмотря на различные преобразования, белорусский ландшафт сохранился, на протяжении столетий он не был нарезан кусочками как, к примеру, ландшафты Англии и Голландии. И включив его богатство и разнообразие в архитектурную игру, имеет смысл создавать коттеджные ансамбли, подчеркивающие прелесть белорусской природы и гармонизирующие пространство.
Беседовала Галина Русак