В течение последних десятилетий градостроительное развитие Лиды получило несколько своеобразных импульсов, ускоривших формирование городской структуры. Так, одним из первых крупных свершений стало строительство в 1950–1960-х гг. комплекса жилых домов вокруг площади, которая долгое время выполняла функции центральной, собирая вокруг себя капитальную застройку. Вторым можно назвать возведение долгожданного путепровода на ул. Ленинской, который сплотил разделенные железной дорогой районы и укрупнил масштаб центральной части города. В 1960–1970-х гг. толчком к преобразованию городского организма каждый раз служило размещение новых промышленных предприятий. В соответствии с существовавшей практикой выделения капиталовложений вслед за этим сооружались фрагменты жилой застройки, общественные здания, инженерные коммуникации. Активно менялся архитектурный облик Лиды в 1970-е гг., когда был выполнен большой объем работ по благоустройству и озеленению. В 1990-х в северо-западном районе определилась площадка, где сосредоточилось новое жилищное строительство.
В процесс преобразования древнего города органично вписалась огромная по размаху работ реконструкция его центральной части, выполненная в связи с подготовкой к фестивалю “Дожинки-2010”. Наиболее крупные архитектурные приобретения город получил по нескольким направлениям.
Так, удалось частично усовершенствовать непростую планировочную сеть. В послевоенный период она была очень неразвитой и неудобной, а меридиональное направление вовсе было представлено одной лишь Советской улицей. Архитектор Г.Г. Тарасевич в проекте детального плана центральной части Лиды (1962 г.) наметил пробивку новой, параллельной ей улицы. Решение проектировщика, опирающееся исключительно на интуицию, оказалось вполне оправданным с точки зрения градостроительной преемственности. Дело в том, что зарождение городской структуры Лиды было связано с древним планировочным элементом, представлявшим собой вытянутый овал. Масштаб проектируемого веретеноподобного образования, конечно, был значительно крупнее, соответствуя величине центральной части города. За предыдущие десятилетия практически все отрезки улиц Ломоносова – Победы проложили (какие болотистые это были места!). Однако ул. Победы до недавнего времени вливалась в очень узкую ул. Комсомольскую, по которой можно было с большими трудностями выбраться к южной окраине города. Между тем по всем проектам ул. Победы с помощью короткого нового отрезка пробивалась к ул. Энгельса. И в 1960-х гг., и позднее реализация этого замысла была проблематичной: прокладка отрезка магистрали требовала единовременного сноса существующих зданий и большого объема земляных работ. И вот, наконец, появилась единая магистраль, которая будет служить дублером ул. Советской, вторая ветвь удлиненного овала – проспект Победы.
Сказать, что в городе проложен отрезок улицы в несколько сот метров, значит ничего не сказать. Надо было видеть, какую большую территорию в центре Лиды еще недавно занимали заросли хмызняка, каким изрытым был рельеф участка и каким извилистым – путь от ул. Энгельса к городскому ядру. Сейчас же пешеход преодолеет этот путь за несколько минут движения в привлекательном едином зрительном пространстве. Мало того что сократились расстояния – какие прекрасные панорамы на центр города раскрываются теперь по мере перемещения! Это еще одно немаловажное приобретение города в ходе проведенной реконструкции.
На известной акварели художника И. Пешки изображено одно из архитектурных богатств древнего города – его так называемый открытый центр. Действительно, из южного предместья открывался великолепный вид на замок и костел, возвышающиеся на природной вершине и отражаемые в водах небольшого озера, что раскинулось при слиянии р. Лидейки и ее притока Каменки. В XX в. эти художественные ценности были утрачены. Сегодня же любой человек, идя по новопроложенному отрезку пр. Победы, может полюбоваться южной стеной воссозданного замка, вновь, как много десятилетий назад, отраженной гладью водоема (на этот раз – рукотворного). И как хорошо, что замок в Лиде надолго, если не навсегда, останется незастроенным с южной стороны! В открываемой панораме он подчеркивает место, где начиналась “завязь” города, где сегодня устанавливается молчаливый диалог между зрителем и историческим прошлым древней Лиды (и где, наверное, будут снимать исторические киноленты). В немногих городах Беларуси в их центральной части можно встретить такую большую территорию, позволяющую ориентироваться и во времени, и в пространстве. Отсюда видны несколько ведущих зданий и сооружений города, а замок и водоем своими размерами задают такой крупный масштаб городской среды, к которому еще придется подтягиваться основным фрагментам центральной части Лиды.
Следующим приятным приобретением древнего города стала обновленная Лидейка. Она раскрылась по-новому настолько, что кажется, будто появилась здесь впервые. Верно, первым напоминанием о протекающей в городе реке стало создание в 1970-х гг. плотины на трассе ул. Мицкевича и крупного водохранилища. Но только лишь теперь можно оправдать название улицы, которая начала застраиваться в те же 1970-е и получила наименование Набережная. Сегодня можно пройти по ее тенистому тротуару, удивиться спрямленному и расширенному руслу реки, полюбоваться очищенными от неряшливых зарослей высокими откосами и отметить большую работу по наведению порядка на территории старинных промышленных предприятий города (по производству пива и пищевых концентратов).
Каждый мост на Лидейке стал ныне местом, откуда раскрываются интереснейшие осевые и панорамные перспективы. Так, с моста на ул. Тавлая в одну сторону удобно наблюдать прямолинейный отрезок реки вдоль ул. Набережной, в другую – упругий изгиб Лидейки, которая как будто хочет поближе подойти к сценической площадке с амфитеатром (созданным к “Дожинкам”). Однако в этом месте ее берега словно раздвигает и одновременно соединяет “горбатый” пешеходный мост, уводящий посетителей парка к Кургану Бессмертия. Привлекательная видовая перспектива раскрывается с моста на ул. Ленинскую в сторону нижнего течения реки. Эти места были особенно засорены беспорядочной густой растительностью, так что мелкая речушка вовсе не просматривалась. Теперь же отсюда можно увидеть новый объемный ориентир – православный храм, появившийся недавно возле ул. Комсомольской. Трудно переоценить значение для целостности художественного облика древнего города подобной сети длинных композиционно-пространственных связей, цементирующих его пеструю по всем показателям застройку.
Не менее чудесные превращения произошли с общественным центром города. Все те разной величины зоны и уголки, которые создавались в течение пяти-шести десятилетий, как будто вдруг объединились в систему городского общественного центра протяженностью около 2 километров!
Так случилось, что в XX в. Лида развивалась в основном в южном и западном направлениях. Поэтому сформировавшаяся в 1950-х гг. на месте старинного торга центральная городская площадь (архит. В.Г. Исаченко, Военпроект) с Домом офицеров, горкомом КПБ и кинотеатром оказалась вблизи восточной границы городской территории. В связи со строительством новых зданий кинотеатра и универмага на перекрестке улиц Победы и Ленинской городской центр как бы сделал попытку переместиться в западном направлении, однако последовавшее размещение здания райисполкома позади здания горкома КПБ опять развернуло городское ядро к востоку, к долине Лидейки. Еще через десятилетие был сделан правильный выбор участка для строительства районного Дома культуры (архит. В.Г. Исаченко). Здание разместилось восточнее райисполкома, развернувшись главным фасадом к ул. Ленинской, но значительно отодвинувшись от дороги, как будто предоставляя возможность в перспективе развивать планировочную ось далее к реке. Так и произошло: принятое в ходе реконструкции 2010 г. проектное решение создать на продолжении этой оси открытый амфитеатр со сценической площадкой (архит. А.Б. Захарчук, Гродногражданпроект) было подсказано ситуацией.
Во второй половине основного праздничного дня “Дожинок” (когда закончилась торжественная церемония награждения) можно было увидеть такую картину. От своеобразной эспланады, раскинувшейся перед Дворцом культуры, мимо открытого амфитеатра и сценической площадки, через пешеходный мост над расширенным руслом Лидейки, по широкой аллее, расчищенной в массиве городского парка, вверх по пологому склону к Кургану Бессмертия поднимался сплошной поток жителей и гостей Лиды. С этого дня планировочная ось общественного центра города стала не умозрительной, а четко обозначенной простыми, но выразительными средствами. Довольно большое количество отдельных звеньев словно вдруг объединились в протяженную цепочку – систему линейного центра города. А за Курганом Бессмертия, на живописной по рельефу территории за несколько месяцев был создан полноценный парк с аллеями и площадками, памятниками, аттракционами и спортивными дорожками. Сильная планировочная ось помогает быстро ориентироваться в обширном парковом пространстве и упрямо ведет дальше – к Ледовому дворцу, спортивному комплексу и еще дальше – к стадиону.
Заслугой нескольких поколений зодчих – от архитекторов первого послевоенного генплана Лиды до авторов проекта реконструкции города к “Дожинкам-2010” – явилось преемственное развитие идеи протяженного линейного общегородского центра. К настоящему времени здесь оказались как будто нанизаны на единую крепкую ось несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих зон, которые выполняют какие-либо преимущественно преобладающие функции – торговые, культурно-просветительские, административные, зрелищные, отдыха и развлечения, мемориальные или спортивные. К линейному общегородскому центру следует прибавить его “филиал” – ответвление в сторону площади 600-летия Лиды (с замком и гостиницей), представляющей главным образом туристические функции. То обстоятельство, что общественный центр города с населением 100 тыс. человек к настоящему времени выдвинулся к границам городской территории, имеет и свои преимущества. Он занимает выгодные участки природного ландшафта, обеспечен сетью осевых и панорамных композиционно-пространственных связей, имеет множество резервных площадок для беспрепятственного насыщения его новыми зданиями и сооружениями.
Основные архитектурно-художественные приобретения, полученные в ходе реконструкции центральной части Лиды в 2010 г., несомненно, будут оказывать определяющее влияние на решение многих вопросов дальнейшего развития всего городского комплекса. Хочется пожелать городскому и областному управлениям архитектуры закрепить успех проделанной громадной работы и продолжить линию преемственного развития городской структуры.