Вы здесь

Архитектурный комплекс бывшей гостиницы “Европа”

Гостиница «Европа» была уничтожена при бомбардировке Минска в первые дни войны, но остов здания – капитальные стены, насыщенные металлическими конструкциями, местами сохранившиеся на высоту 5–6 этажей, простоял почти до конца 1940-х гг.

Дальнейшая судьба развалин «Европы» решалась в контексте нового генплана Минска, предполагавшего, в частности, кардинальное расширение улицы Ленина. Данная проблема косвенным образом отразилась и на проектном решении новой ансамблевой застройки этого участка улицы, выполненного Г.В. Заборским, хотя остается неясным, видел ли автор «завершение» нечетной стороны ансамбля полностью симметричным угловому решению четной стороны (ресторан «Крынiца», бывший «Потсдам»). Так или иначе, все пятно гостиницы «Европа» находилось за красной линией новой застройки, попадая на боковой бульвар и частично – на проезжую часть новой, расширенной улицы Ленина, в связи с чем коробка была снесена.

Это здание являлось одним из самых репрезентативных в довоенном Минске. Не случайно после войны ставился вопрос о хотя бы номинальном сохранении объекта с таким названием на карте города, — видимо, у столичных властей, возможно, на подсознательном уровне, сохранялась память о бывшей «Европе». Об этом свидетельствует задание на разработку проекта «гостиницы первого класса… под названием «Европа», которая должна была размещаться на месте современного дома № 2/26 (ресторан «Крынiца»). Проект, разработанный в 1947 г. А. Брегманом и Н. Шпигельманом (позднее от него отказались в пользу ансамбля Г. Заборского), не имел, естественно, ничего общего по архитектурному решению с прежней «Европой», но привязка, название и функциональное назначение объекта свидетельствуют, на наш взгляд, о намерении заказчика как-то подчеркнуть историческую преемственность застройки центра города.

Запоминающийся архитектурный облик гостиницы «Европа» (многие считали ее самой большой в Северо-Западном крае, т.е. в пределах белорусских и литовских губерний), сохранившийся на многочисленных фотографиях и почтовых открытках начала XX в., нередко используется искусствоведами и историками как пример «гостиничной архитектуры» или стиля модерн в Беларуси1. Независимо от верности этих определений нельзя не отметить, что здание гостиницы «Европа» начала 1910-х гг., не существующее уже более шестидесяти лет, заняло определенное место как в истории города Минска, так и истории архитектуры Беларуси, что само по себе является фактом, заслуживающим внимания.

Характер восприятия этого здания современниками во многом диктовался не только этажностью, монументальностью объемного решения и удачно найденной пластикой фасадов, но и в значительной мере его местом в архитектурно-планировочной структуре города.

Здание гостиницы располагалось на углу квартала, границами которого уже в конце XVI – начале XVII в. были центральные улицы Минска: с запада – Лошицкая (позднее – Францисканская, или Семинарийская, с середины XIX в. – Губернаторская); с востока – Доминиканская (позднее – Петропавловская); с юга – Юрьевская (в настоящее время не существует). Северная линия застройки этого квартала выходила на центральную площадь города – Высокое место, или Высокий (Новый) рынок (с середины XIX в. – Соборная площадь).

Эта площадь, а также семь-восемь улиц, отходящих от нее в юго-восточном, южном и западном направлениях, образуют структурную основу исторического центра Минска – так называемого Верхнего города, планировочное решение которого восходит к рубежу XVI–XVII вв.

Первое упоминание о перепланировке Минска мы находим в королевской грамоте 1571 г.; в 1580–1590-х гг. этот процесс еще продолжался2, но к 1600 г., видимо, завершился, так как здание городской ратуши (возможно, каменное) в центре новой площади было уже построено3. К началу XVII в. площадь и отходящие от нее улицы если и не были застроены на всем протяжении, то, по крайней мере, в планировочном отношении уже полностью зафиксированы. Эта площадь и окружающие ее кварталы (в большинстве с регулярной планировкой) почти на три века стали новым административным и экономическим центром Минска, в значительной степени сохраняя свой статус даже в первой половине XX в.
В середине XVIII в. завершается формирование архитектурного ансамбля площади, состоявшего из нескольких десятков культовых и гражданских сооружений. Преобладала каменная застройка, хотя среди жилой встречались, видимо, и деревянные здания.

В составленном в конце 90-х гг. XVIII в. «Камеральном и экономическом примечании… Минской губернии» в числе сооружений, расположенных вокруг Высокого рынка, упоминаются «бывшие иезуитские строения, где ныне губернские присутственные места; дом для господина губернатора; вновь выстроенный дом вице-губернатора; деревянное зало, выстроенное на случай открытия Минской губернии; корпус каменный, ныне исправленный… в котором помещается Городовой магистрат, полиция и гауптвахта; …(многие) обывательские каменные домы, внизу коих лавки и погреба».

Среди иконографических источников по архитектуре Минска конца XVIII – начала XIX в. преобладающими являются планы города и его отдельных частей, составленные для нужд местной и Петербургской администрации (всего таких планов до середины XIX в. нам известно более десяти).

Самое раннее изображение каменного здания на углу Высокого рынка и Францисканской улицы (т.е. на месте гостиницы «Европа») мы видим на двух планах, датированных первым десятилетием XIX в.4
К этому же периоду (рубеж 1800– 1810-х гг.) относится акварель художника И. Пешки, на которой изображена панорама Высокой площади Минска5 примерно с того места, где в настоящее время начинается путепровод (начало проспекта Машерова). На первом плане (справа) — бывший иезуитский коллегиум и кафедральный костел; на втором плане (слева) – здание ратуши; на третьем плане, в центре, — застройка южной стороны площади и перспектива правой стороны улицы Губернаторской (Францисканской).
На углу этой улицы и площади выделяется относительно высокий двухэтажный (видимо, имеющий еще и цокольный этаж – так называемое «сутарэнне») корпус. Слева к нему примыкает одноэтажное здание, состоящее из двух объемов, один из которых имеет характерный треугольный фронтон.

Косвенное указание на то, что «угловой плац с домом…» на площади Высокого рынка принадлежал некоему Петру Юпинскому, содержится в недатированном документе, составленном между 1790 и 1810 гг.6, где указаны и размеры этого плаца по его правой (боковой) границе – «821/2 lokci litewskich», т.е. примерно 54 м (по данным на 1910 г., длина здания гостиницы «Европа» по Губернаторской улице составляла около 55 м).

Судя по этим сведениям, именно дом П. Юпинского, существовавший еще на рубеже XVIII–XIX вв., находился на том месте, где позднее, в середине XIX в., стояла «гостиница Поляка», а в начале XX в. – гостиница «Европа». Именно этот угловой двухэтажный дом мы видим на рисунке И. Пешки.
30 мая 1835 г. большой пожар уничтожил почти весь центр города, в том числе и всю южную линию застройки Соборной площади.

Первое датированное упоминание о новых владельцах участка относится к 1841 г. Описывая недвижимость братьев Поляков, документы упоминают уже четыре каменных дома: «…трехэтажный, возле Соломонова, фронтом к Рынку, трехэтажный… угловой…; трехэтажный, к Францисканской улице; ... дом на четыре окна, флигель во дворе...»

К концу 1860-х — началу 1870-х гг. относится недатированный чертеж, изображающий фасад двух домов «Вениамина Поляка… по Соборной площади». Слева находился трехэтажный, а справа, на углу, с резким снижением к Губернаторской улице, еще один — частично двухэтажный, частично трехэтажный объем. Здание имело характерный угловой выступ, представлявший собой оригинальное крыльцо-балкон на уровне второго этажа7.

К рубежу 1860–1870-х гг. относится одна из первых известных фотографий Минска, зафиксировавшая южную линию застройки Соборной площади. На переднем плане справа — два разноэтажных объема комплекса «домов Поляка», просуществовавшие в таком виде до пожара 1884 г.

9 июля 1884 г. «купец Вениамин Поляк…» подал в Минскую городскую управу прошение «… о разрешении ему отстройки обгоревшего 4-этажного каменного дома на углу Соборной площади и надстройки на оном части четвертого этажа, а также отстройки обгоревшего каменного 2-этажного с погребами дома… и надстройки на оном части второго этажа…»

Проектные чертежи 1884 г. показывают нам фасад «гостиницы Поляка» по Соборной площади — трехэтажный объем на крутом рельефе с понижением к улице Губернаторской, так что примерно 1/3 здания на углу этой площади и улицы (4 окна из девяти по фасаду) фактически представляют собой уже четырехэтажный объем. Фасад по Губернаторской улице образован сочетанием двух объемов – четырехэтажного углового (4 окна по фасаду) и занимающего всю остальную длину участка по этой улице двухэтажного дома (17 окон по второму этажу); в центре первого этажа – арочный проезд во двор; центральная часть фасада (5 окон) выделена плоским ризалитом, завершенным треугольным фронтоном8.
Проект 1884 г. был, несомненно, выполнен уже в 1884–1885 гг., так как речь шла о перестройке дома после пожара – прежде всего имелось в виду восстановление пострадавшей части здания.

В феврале 1892 г. разработан проект надстройки третьего этажа на двухэтажном корпусе, выходившем на Губернаторскую улицу. В результате новый, трехэтажный корпус должен был бы стать всего на 1 аршин (0,7 м) ниже четырехэтажного (углового) корпуса гостиницы.

Плоскость центрального ризалита фасада, выходившего на Губернаторскую улицу, предполагалось подчеркнуть двумя парами пилястр, поддерживавших лучковый фронтон, расположенный над венчающим карнизом третьего этажа (ранее, судя по чертежу 1884 г., на этом ризалите, над вторым этажом, находился треугольный фронтон)9.

Несмотря на полученное разрешение, предполагаемая достройка третьего этажа по неизвестным причинам, скорее всего, в связи с финансовыми трудностями владельца, была выполнена только между 1898 и 1903 гг. Проектный чертеж, составленный в 1903 г. в связи с «вырубкой 2 окон и 2 дверей в 1-м этаже каменного 3-этажного дома Поляка... под лит. А…»10, позволяет сделать следующие выводы: 1) к 1903 г. осуществлена основная идея проекта 1892 г. – надстроен третий этаж на корпусе по Губернаторской улице (к сожалению, мы не имеем данных о характере наружного декора нового фасада и, в частности, об архитектурном решении центрального ризалита); 2) на чертеже 1903 г. оба корпуса гостиницы – по Соборной площади и по Губернаторской улице — впервые показаны как единый объем, без внутренних разделительных линий и под одной «литерой» – т.е. можно предположить, что достройка, произведенная между 1898 и 1903 гг., сопровождалась переделкой интерьеров или, по крайней мере, объединением их в структуре единого гостиничного комплекса; 3) между 1898 и 1903 гг. было уничтожено ставшее уже архаичным и, видимо, мешавшее движению пешеходов угловое «крыльцо-балкон»; 4) в 1903 г. на месте «одноэтажного каменного сарая и ледника» уже строился трехэтажный корпус, который должен был превратить внутренний двор гостиницы в полностью замкнутое пространство.

Начало перестройки гостиницы «Европа», в результате которой она приобрела облик, известный нам по многочисленным изображениям 1910–1930-х гг., относится к 1911 г.

Собственно «проекта перестройки» гостиницы в хранилищах Минска пока не обнаружено, однако известно, что городской Управой он был утвержден в апреле 1911 г.

27 августа 1911 г. В.И. Поляк подал в Управу прошение о разрешении ему «устройства крыши в виде мансарды над строящимся каменным пятиэтажным с подвалом домом… по прилагаемому чертежу… взамен утвержденного, 6 апреля сего года, плана…»11
После того как проект был одобрен «в техническом отношении… инженером К. Лисовским», Управа 26 сентября 1911 г. постановила разрешить работы при условии, чтобы «имеющиеся внутренние кирпичные продольные и поперечные стены на 3 этажах старого дома были выведены до крыши…»
На л. 2 «Дела» помещен «проектный чертеж» (синька), включающий изображение двух фасадов строящейся гостиницы, план мансардного этажа и разрез здания.

Мы вправе предположить, что этот чертеж является копией проектного чертежа, утвержденного Управой 6 апреля 1911 г., т.е. изображенные на нем два фасада здания полностью повторяют «первоначальное» проектное предложение с добавлением шестого (мансардного) этажа.

Как можно видеть, от реально выстроенного здания этот проект отличался более богатым и в какой-то мере более утонченным декором — особенно это касается мансардного этажа; в целом же и объемное решение, и общая стилистика фасадов здания, известного нам по фотографиям, соответствуют проекту 1911 г.
Листы этого проекта имеют подпись: «Проектировал техник Я. Гинзбург». Скорее всего, «Я. Гинзбург» не кто иной, как отец известного советского архитектора, теоретика и практика конструктивизма М.Я. Гинзбурга, родившегося, согласно анкетным данным, в 1898 г. в Минске «в семье архитектора».

В 1913 г. было составлено «Описание… строений, находящихся на участке… наследников Поляка». По данным этого «Описания...», на первом этаже углового «здания А» находилась контора гостиницы и около 15 помещений, сдаваемых под магазины. В числе функционирующих магазинов называются следующие: табачный; галантерейный; мануфактурный; аптека; «конфекцион»; колбасный; гастрономический; «книжный магазин Фрумкина… арендует в течение 30 лет, в подвале дома его же книжный склад». В подвале («4,4 аршин вглубь», т.е. 3,1 м) также имелись «портняжная мастерская» и склады других магазинов.

В подвале находившегося во дворе «здания Б» размещалась «электростанция с собственным водопроводом и колодцем в 28 сажень глубины (59,7 м) и паровыми насосами». На втором и третьем этажах «зданий А и В» был ресторан – 8 комнат общей площадью примерно 475 м2 (все комнаты ресторана имели паркетные полы).
Гостиничные номера располагались на втором, третьем, четвертом, пятом и шестом (мансардном) этажах «дома А», а также на втором, третьем и четвертом этажах «дома В» (всего «125 комнат»). Внутренняя высота помещений первого этажа (контора гостиницы и магазины) составляла 6 аршин (4,2 м), высота помещений второго, третьего, четвертого и пятого этажей — от 3,6 до 3,9 м; мансардного этажа – 3,1 м.

«Описание...» сопровождается двумя примечаниями: «Постройка имеет подъемную машину, центральное отопление, собственный водопровод и электричество. Парадная лестница до пятого этажа мраморная, подоконники в 3 этажах мраморные. Гостиница рассчитана на 120 номеров»; «Имеется электрическая станция и артезианский колодец с собственным водопроводом, дающий до 500 ведер в сутки на электростанцию и 500 ведер – в гостиницу».

По данным этого же «Описания...», перестройка гостиницы, начатая летом 1911 г., окончилась, самое позднее, в начале 1913 г.12
После 1917 г. здание сохранило прежние функции. Путеводитель по городу, изданный в 1930 г., сообщает следующее: «Менская дзяржаўная гасьцiнiца (б. «Эўропа»), рог Ленiнскай i Пляцу Волi, № 1/9. Кошт нумароў у суткi ад 1 р. 75 кап. да 8 рублёў». Гостиница продолжала оставаться самой дорогой в городе (в «первой советской гостинице» стоимость номеров была от 1 до 5 рублей). На первом этаже по-прежнему размещались магазины. Судя по фотографиям, в 1917–1921 гг. гостиница практически не пострадала – сохранились даже первоначальная столярка и балконы.

Достаточно сложной и неоднозначной является, на наш взгляд, проблема архитектурно-стилистической характеристики здания гостиницы «Европа» периода 1910–1930-х гг.

Например, А.Н. Кулагин определяет стиль этого сооружения как модерн, датируя перестройку здания 1906–1908 гг.13

Не говоря уже о неверной датировке, что в данном случае может вести к архитектурно-искусствоведческим ошибкам принципиального характера, попытка объединить в одном ряду такие памятники архитектуры Минска, как, например, дом № 26/11 по ул. Володарского, дом № 16 по ул. Интернациональной, решение части фасада архитектурного комплекса домов № 2–10 по площади Свободы и стилистику здания гостиницы «Европа» после перестройки 1911—1912 гг., представляется по меньшей мере спорной.

Подобные произвольные обобщения связаны, видимо, с восприятием модерна как всего, что хронологически находится между эклектикой и конструктивизмом. Более правильной, на наш взгляд, является схема, предложенная в свое время Е.И. Кириченко, подчеркивавшим, что русская (точнее, российская) архитектура начала ХХ в. несводима к одному модерну, поскольку включает и такое направление, как ретроспективизм (не путать с эклектикой конца XIX в.). Исследователь приходит к следующим выводам: «Ретроспективизм – сложное явление, не поддающееся однозначному определению. Оно рассматривалось его представителями как реакция на модерн, но зародилось почти одновременно с ним – в начале 1900-х гг. В период своего формирования оно представляет как бы один из возможных путей трансформации модерна». Далее автор уточняет эту концепцию: «С течением времени этот младший современник модерна, точнее направление, возникшее непосредственно в нем самом, начинает все более осознавать свое несходство с ним... Это разделение происходит на рубеже 1900–1910-х гг. …Ретроспективизм многие исследователи называют неоклассицизмом. …Г.К. Лукомский – один из апологетов этого направления – называет его «ретроспективным», подчеркивая, что «…зодчество теперь характерно общим устремлением к классическим основам (в широком смысле — Палладио, Франция XVII и XVIII вв., ампир)»14.

На наш взгляд, стилистическое решение фасадов гостиницы «Европа» — и реальное, зафиксированное на фотографиях 1910–1930-хх гг., и проектное, предложенное в 1911 г. Я. Гинзбургом, носит отчетливый оттенок ретроспективизма – точнее, неоклассицизма, причем в его «северном» (петербургском) варианте.

 

 

Примечания
1 Гiсторыя беларускага мастацтва. Т. 3. Мн., 1989. С. 295—296; Архiтэктура Беларусi. Энцыклапедычны даведнiк. Мн., 1993. С. 309; Кулагiн А.М. Эклектыка. Мн., 2000. С. 251.
2 Беларускi архiў. Т. 3. Мн., 1930. С. 31–33.
3 См.: Боровой Р.В. Минские древности: «Старый город» средневекового Минска по письменным источникам // Гiстарычна-археалагiчны зборнiк / Iнст. гiст. НАН Беларусі. Мн., 2000. № 15. С. 128–131.
4 РГИА. 1293. Оп. 167 (Минская губ.). Ед. хр. 2; Там же. Оп. 168. Ед. хр. 6.
5 Рисунок хранится в отделе искусств Львовской научной библиотеки. См.: Денисов В.Н. Площадь Свободы в Минске. Мн., 1985. С. 5.
6 НИАБ. Ф. 694. Оп. 2. Ед. хр. 10756. Л. 70.
7 НИАБ. Ф. 1. Оп. 3. Ед. хр. 4. Л. 157.
8 НИАБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1246.
9 НИАБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 2401.
10 НИАБ. Ф. 1. Оп. 3. Ед. хр. 4. Л. 759.
11 НИАБ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 1078. – Выражаем искреннюю благодарность В.Н. Денисову, идентифицировавшему этот чертеж, ошибочно внесенный в архивную опись не под фамилией владельца (Поляка), и любезно указавшему нам этот проект.
12 НИАБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 4821. Л. 37–67 об.
13 Кулагин А.М. Эклектыка. С. 251.
14 Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. М., 1978. С. 342.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...