УДК 711. 55 (510)
Проблема сохранности историко-культурного наследия Западного Ирана в настоящее время является весьма актуальной. Изложенный материал базируется на исследованиях иранских и зарубежных ученых, отчетов архитектурно-археологических и этнографических экспедиций, а также собственных наблюдения автора. Настоящая публикация будет способствовать пропаганде и популяризации лучших произведений историко-архитектурного наследии иранского Курдистана.
ВведениеАктуальность темы исследования связана с необходимостью изучения основных национальных аспектов градостроительства в Иране. Необходимость сохранения культурного наследия и желание народа следовать древним традициям заставляют по-новому взглянуть на необходимость переосмысления историко-архитектурного наследия страны. Материалы данного научного исследования могут быть использованы: в процессе регенерации исторической застройки, при проектировании современных жилых образований, разработке детальных планов отдельных кварталов. Иранская архитектура (Курдистана) - это наследник архитектуры великих Мидийской и Персидской империй, для которой характерно разнообразие архитектурных стилей, существовавших на территории современного Ирана и государств, подпадавших под культурную гегемонию Мидии и Персии (1, c.12).
Курдистан располагается на высокогорной местности Среднего Востока, на стыке четырех государств - Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Территория местожительства курдов в Иране граничит с Ираком и Турцией, охватывает западную и южную части провинций Западного Азербайджана (1,5 млн. человек), провинций Курдистана (2,2 млн. человек), провинций Керманшаха (3,1 млн.человек) и провинций Илама (0,7 млн. жителей). Вопросы градостроительства весьма обширны, актуальны и представляют слабо изученную область материальной культуры Ирана.
Основная частьЗарождение архитектуры и градостроительства в Иране имеет древнейшую историю и зависело от целого ряда факторов. Самым важным из них в условиях сухого климата было наличие воды. Вполне очевидно, что прочие градостроительные аспекты, а именно, климатические, географические, экономические, политические, религиозные, социальные также влияли на формирование материально-пространственной среды городов. Немалый интерес для рассмотрения представляет градостроительство Ирана XIX-XX вв., архитектура современных иранских городов, соединивших в себе достижения прошлого и настоящего.
Планировочная городская структура. Основными иранскими историко-архитектурными элементами являются «ма- хале» или «барзан» (больше квартала), «Куче» (переулок), «Пас-куче» (маленький переулок), «бон баст» (тупик), «расте» (прямая аллея), «майдан» (площадь, двор), «хиябан» (улица), «далан» (арка) и т.п.
Одной из самых древних пространственных форм организации внешней жилой среды в Иране является махале или барзан. Махале, организовывающиеся естественным путем, не имели административных границ, и вместе с тем в старину они чаще всего были закрыты для посторонних людей. В мозаичной планировочной структуре исторической жилой застройки городов Ирана в настоящее время уже трудно выделить эти негласно сформированные территориальные образования. Чаще всего в них формировался своего рода общественный центр, куда входили небольшая площадь (майдан) - место общественных контактов, мечеть (медресе), базар, баня.
Национальной особенностью градостроительства Ирана, берущей свое начало еще в сефевидском периоде (1501-1722 г.г.), является планировочная городская структура иранских садов. Иранские сады - многофункциональные и универсальные объекты, которые имеют следующие особенности:
- прямоугольные или квадратные формы, благодаря, которым складывались основные градостроительные оси;
- сады разделялись на четыре части на основе арийской философии;
- неотъемлемой составляющей садов были водные объекты: фонтаны, пруды, ручьи и бассейны;
- главным элементом является крупнее градоформирующие здание.
Квадратный сад разделен на 4 части и называется «чахарбаг» (2, с.15). В иранских садах одна ось является главной и от нее отходят другие второстепенные оси. В иранском градостроительстве в процессе развития городов остро ощущался дефицит земли для строительства. Когда застройка доходила до садов, люди начинали строить свои дома вдоль магистрали, что впоследствии сформировало планировочную структуру чахар-баг. Например, сад Хосро-абад в городе Санандедже (рис.1). В некоторых городах чахар-баг стал названием района, который раньше был садом. Так, имеются районы чахар-баг в городе Санандедж и Исфахан.
Транспортная структура городского поселенияВ традиционном градостроительстве Ирана транспортная структура города формировалась под влиянием географических и ландшафтно-рельефных особенностей города. Основные транспортные магистрали впоследствии становились главными планировочными осями городских поселений. Транспортные магистрали соединяли города между собой. Иногда транспортные оси формировались вдоль реки. Значительное влияние на формирование транспортной структуры оказывала планировочная структура иранских садов. Это связано с тем, что основные оси иранских садов проектировались по прямой линии и затем, в ходе развития городского поселения, превращались в магистральные улицы города. В гористой местности, как и в городах Курдистана, транспортная структура формировалась на основе горного рельефа. Большое количество городов Курдистана нуждается в основательном совершенствовании транспортной структуры. Вместе с тем транспортную проблему необходимо решать без ущерба для исторических зданий. В исторических районах основные улицы и переулки были небольшой ширины, потому что транспортным средством являлись гужевые повозки. Позже, из-за изменения части города под современный транспорт, было необходимо расширить эти узкие улицы, но это привело к тому, что историческая черта городов была утеряна. Для того чтобы избежать этого, на мой взгляд, необходимо предусмотреть размещение гаражей и парковочных площадей в самом районе, а также ввести службу такси с гужевым транспортом для круглосуточного обслуживания жителей района. Это решение не только сохранит архитектурные памятники и ценную историческую структуру города, но и будет служить толчком для привлечения туристов в город.
Функциональная городская структураВ иранском градостроительстве городская структура, состояла из: 1 - замка (здания правительства) 2 - общественного центра, 3 - жилой зоны, 4 - промышленной зоны. В каждом городе замок являлся ядром города, возле которого располагались общественные центры.
Общественный центрВажными национальными градоформирующими объектами общественного центра в традиционном иранском градостроительстве являлись: 1 - базар, 2 - караван-сарай, 3 - культовые сооружения (мечети, церкви), 4 - административные здания, 5 - «гармабе» (баня), 7 - «зурхана» (иранский спортзал) 8 - «чайхана» и т.п. Интегрированными элементами производственной зоны на базаре были промышленные участки (центры) ремесел - ткацкого, кузнечного, гончарного и пр.
Базар. Часто в городской структуре после замка, административных и управляющих сооружений базар играет роль ядра города. Базар в иранском градостроительстве - это общественный центр, который связывает различные общественные сооружения (мечеть, караван-сарай, баню и др.) и создает городское ядро, вокруг которого развиваются и строятся жилые зоны (3, с. 22). Форма базара в градостроительной планировке обычно линейная, но ещё встречаются формы в виде прямоугольника или квадрата(рис.2).
Элементы, составляющие базар. В разных городах Ирана элементы, формирующие базар, разнились между собой в зависимости от культуры, климатических особенностей и присущего данной местности и эпохе архитектурного стиля. Эти элементы по функциональности можно разделить на несколько категорий:
• помещения, предусмотренные для складирования и сохранения товара.
• помещения для производства и обработки товаров.
• пространство для бизнеса или торговли.
• служебные пространства. На каждом постоянном базаре были предусмотрены служебные помещения, такие как «Аб-анбар» или «Сакка-хане» (водохранилище), «Шотор-хан» (конюшня), «Барф-андаз» (место для сброса снега), санитарные узлы и другие.
• социальные и общественные пространства. В любом городе базар являлся самым оживленным местом, поскольку здесь происходил не только непосредственно процесс торговли, но также встречи между людьми для общения и обмена информацией. В связи с этим многие общественные сооружения в городе строились вдоль оси главного базара и даже внутри него. Такие сооружения, как главная мечеть, баня, зурхана, чайхана и другие.
• коммуникационные пространства. Эти помещения делятся на 2 категории. Одни напоминали маленькие переулки и небольшие закрытые Даланы, которые связывали различные основные пространства, такие как караван-сарай, мечеть и баня с главным базаром. Другие связывали разные помещения на базаре друг с другом. Они назывались «чахар-саук» и «джоло-хан».
Рис. 1. сад Хосравие в городе Санандадже
Гармабе и «хамам» - это иранская баня, которая после арабского завоевания стала называться «хамам». Одна из причин распространения гармабе в древнем Иране - это зороастрийская религия, в которой особую важность имеет ритуальная чистота для произнесения молитвы. Иранские архитекторы при строительстве бани использовали такие строительные материалы как камень, кирпич, песок, известь и другие. Топливом для гармабе служили пустынные колючки и дрова, а также навоз. Для штукатурки по
верхностей интерьера бани использовали глину, известь с растительными волокнами под называнием Луис (Луке), солому, а иногда использовали волосы. Для изоляции использовали слой из глины, известь, шерсть коз, жир, пчелиный воск, масло и другие ингредиенты, препятствующие проникновению воды в печь. В декоративном оформлении интерьера бани использовались различные орнаменты, которые рисовались с помощью угля, чтобы влажность не испортила рисунок. Кроме рисунков в гармабе использовали разноцветные глазурованные плитки (рис.3). В гармабе имелось два основных помещения, каждое из которых называлось «Хазине». Первое - с теплой водой, а второе - с горячей. Посетители, раздевшись, сначала входят в теплое хазине для купания (омовения), а за тем идут в горячее хазине. Часто гармабе строился несколько метров под уровнем земли, чтобы вода могла легко входить в хазине. Под хазине находится печь под названием «хамам-тун», а под полом хазине находится огромный медный чан. Гармабе являлся не только местом для мытья, но, как и настоящий общественный центр, был местом, которое привлекало большинство жителей города. Бани были расположены рядом с базаром и зороастрискими храмами, которые после прихода ислама превратились в мечети. Еще одно помещение в гармабе называлось «сардхане» или «сар- да-хамам», куда посетители входили после омовения, велись беседы, передавались новости, курился кальян, здесь же можно было пить чай. Среди прочих функций, которые выполнял гармабе - это «кисе-кеши», т.е. растирание мочалкой, кровопускание, массаж, покраска волос хной и другими натуральными красками, подстригание волос и другие (4, с. 69).
Зурхана - зурхана (перс. زور خانه или zurkharn, где «zur» означает «сила», а «kharn» - «дом») - вид традиционной городской спортивной арены, распространённой в Иране. Такие «дома силы» издавна использовались для проведения спортивных состязаний, в частности, борьбы (5, с. 25). Традиционная арена представляла собой здание, архитектура которого напоминала общественную баню, в непосредственной близости от которой она и строилась. Главный зал зурханы располагался чуть ниже земной поверхности, чтобы обеспечить постоянную температуру. В центре его размещался «гоуд» - арена квадратной или шестиугольной формы в зависимости от архитектуры самого здания. Он представлял собой яму глубиной в 1 м. и длиной и шириной в 10 м. Стены были выполнены из дерева, а пол для упругости засыпался сухими травами, пеплом, мягкой глиной и обновлялся каждые несколько лет. Вокруг гоуда стояли сидения для зрителей, а также стенды для одежды и личных вещей борцов. Кроме этого специальное место было предусмотрено для «сахеб-зарба», человека, который сопровождал упражнения ритмической игрой на барабанах и чтением иранской поэзии. Это место называлось «Сардам» и представляло собой каменную скамью квадратной или круглой формы и высотой 1 м. Потолок зурхана имел арочное строение, а освещение всего зала осуществлялось за счет нескольких окон, встроенных в стены прямо под потолком. Доступ к главной комнате был возможен только через низкую дверь (не выше 1,5 м.), что вынуждало каждого входящего нагибаться. Этот было знаком скромности гостя, проявлением уважения и почитания зурхана. Зурхана как общественный центр до сих пор является привлекательным местом для спортсменов, ветеранов спорта и простых жителей.
Рис. 2. Хаммам Хан в городе Санандадже
Караван-сарай - Караван-сараи являются одним из типов общественных сооружений феодального Востока. Строительство и развитие архитектуры этих зданий особенно стремительно проходило во время оживления торговли вдоль Шелкового пути. В Европе и Америке подобные сооружения отсутствовали и караванам, перемещавшимся по данным территориям, приходилось останавливаться под открытым небом и в незащищенных местах. В целях защиты от грабителей и диких животных путникам приходилось окружать себя своими повозками и гужевым скотом. В период средневековья караван-сараи занимали основное место в структуре города. Исторические источники сообщают о большом количестве караван-сараев в городах иранского Курдистана. Караван-сараи строились как в городах, так и на торговых путях. В городах они предназначались не только для остановки караванов, но и для производства всевозможных торговых операций. В связи с этим в них предусматривались специальные помещения для торговых сделок. В Иране со временем караван-сараи, в зависимости от социальных потребностей, стали выполнять не только функцию жилья для путников, но и превратились в центры культурного обмена, где люди разных народностей делились своим опытом, идеями и узнавали традиции друг друга. Благодаря этому иранский народ все больше и больше обогащал свою древнюю культуру, сохраняя самобытность (6, с. 52). Стилистические особенности архитектуры караван-сарая, как и других сооружений, зависели от традиций и стиля данной эпохи. План караван-сарая обычно был в форме прямоугольника или квадрата, с огромным выступающим входным проемом без каких-либо декоративнохудожественных элементов. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных караван-сараях на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом - склады и загоны для животных. В градостроительстве месторасположение караван-сарая обычно было рядом с главным базаром или входило в торговый центр. Развитие и расширение караван-сарая в Иране в разные периоды зависело от ряда экономических, социальных и религиозных аспектов. В результате модернизации и появления новых технологий на смену вьючным животным пришли автомобили, и функциональная структура караван-сарая претерпела изменения. В настоящее время караван-сараи, располагавшиеся возле базара, стали его частью. А караван-сараи, стоявшие за городом, разрушились или продолжают существовать в качестве архитектурных памятников.
Рис.3. Главная мечеть в городе Санандедже
Город Шираз - мечеть Насироль-мулк
Культовые сооружения (мечети, церкви). До появления ислама в Иране дети старейшин, князей и придворных обучались в основном во дворцах, а простые люди - в зороастрийских храмах, которые располагались возле других общественных центров. С приходом ислама социально-классовые различия в Иране претерпели изменения, большинство этих храмов превратились в мечети, а некоторая их часть была предназначена для обучения Корану, шариату и остальным наукам для всех жителей. Большинство мечетей до появления современных школ и институтов выполняли функцию учебных заведений и до сих пор занятия по изучению Корана и шариата проводятся в мечетях. С архитектурной точки зрения мечеть - это яркий градостроительный элемент, который имеет высокие минареты с огромными куполами. Фасад и интерьер мечети в основном оформляется глазурованными плитками, окрашенными в холодные тона, на которых изображены разные растительные орнаменты или изречения из Корана. Кроме этих декоративных деталей в оформлении интерьера и фасада мечети используются разные формы: мокарнас, мехраб (7, с. 70) купол и другие, что передает и усиливает ощущения духовности как снаружи, так и внутри мечети. Оконные проемы в мечети оформляются с помощью дерева и цветных стекол, на которых изображают растительные орнаменты. Такие необычные витражи создают райскую и духовную атмосферу внутри мечети (рис.4).
Рис. 4. Глазурованные плитки
Чайхана или «кахва-хана» - это помещение, которое можно встретить как в каждом жилом районе, так и в структуре общественных центров. Чайхана - происходит от слов «чай» и «хана», с персидского переводится как «дом чая». В прошлом в крупных городах чайхана располагалась рядом с караван-сараем и представляла собой полноценное подобие современных гостиниц с предоставлением дополнительных услуг - питания и чаепития. Здесь местные жители встречались с путешественниками, купцами и учёными и от них узнавали новости о жизни в других странах. Здесь же составлялись бумаги, заключались торговые сделки. Кроме этого чайхана в Иране являлась ещё развлекательным и культурно-образовательным центром, своего рода театральной площадкой, где слушались рассказы из книги Шахнаме и читались стихи автора, великого персидского поэта Фердоуси. Каждый вечер люди после работы собирались в чайхане и после общения и чаепития слушали спектакли лишь одного человека по именем «Моршед» или «Наккал» (рассказчик), который играл роли героев
из книги Шахнаме. Благодаря этому жители не только развлекались, но и многое узнавали про историю своей страны.
ЗаключениеКраткий анализ основных объектов в данной публикации свидетельствует о том, что большая часть древних памятников архитектуры представляет собой уникальные произведения, которые необходимо не просто сохранять и беречь от разрушения, но также изучать, выявить их особенности и уникальность и передать полученное знание следующим поколениям.
Литература
1. Дияконов, А.М. История Мидии / А.М. Дияконов. Привод Карим Кшаварз - Тегеран : редакция науки и культуры., 2002. - С. 560 (на персидском языке)
2. Хейдар - нтадж. Вахид. Иранские сады / Вахид. Хейдар- нтадж. - Тегеран: офис культурных исследований., 2010. - С.117. (на персидском языке)
3. Султан-заде. Хусайн. Иранские базары / Хусайн.Султан- заде. - Тегеран: офис культурных исследований., 2001. - С. 85. (на персидском языке)
4. МахджурФируз. Хаммам в ирано-исламские города/ Фируз. Махджур. - Тегеран : информационно-библиотечное дело - книга искусств., 2004. - С. 60-67. (на персидском языке)
5. Энсафпур. Голамреза. История и культура Зурхане / Го- ламреза. Энсафпур. - Тегеран: центр народоведения Ирана (М-во культуры), 1977. - С. 250 (на персидском языке)
6. Хади-заде Кахаки. Саиид. Караван-сарай в Иране/ Саиид. Хади-заде Кахаки. - Тегеран: офис культурных исследований., 2010. - С 115. (на персидском языке)
7. Талебани, М.М. Архитектурно-художественные особенности оформления народного жилище Ирана / М.М. Талебани //Архитектура и строительные науки. -2012. - № 2-3 (13-14). - С. 68-71.